Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

Вариант 12.

Прочтите отрывок из учебного пособия П. В. Алексеева «Социальная философия и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Социально-антропологическому содержанию техники посвящена серия работ французского социолога и философа Ф. Эллюля (1912 – 1994), в том числе его книги «Техника», «Техническая система», «Технологический блеф». Эллюль предложил собственный взгляд на технику как на новую среду существования человека, заменившую прежнюю среду – природу. В такой ситуации, считает французский философ, следует говорить не столько о влиянии техники на экономику, политику, культуру, столько о том, что политика, экономика, культура находятся в технике, - а это изменяет прежние социальные понятия. Основываясь на широком понимании техники (которое включает и организационную, и психологическую технику), он утверждал, что сознание современного человека находится во власти технических ценностей, а прогресс и счастье людей мыслятся как достижимые благодаря технике. Человек больше не является мастером в мире инструментов, утверждает Эллюль. Техникой не владеют техники, поскольку все, что они могут делать, - это применять свое техническое знание и мастерство, помогая технике в ее совершенствовании.

Тем не менее, считает Эллюль, необходимо исследовать условия возможного решения проблем, связанного с техникой. Представляется, что мы можем выдвинуть следующий тезис. Чем дальше продвигается технический прогресс, тем в большей степени проблемы управления этим прогрессом приобретают этический и духовный характер. В той степени, в которой человек выделяет себя из области материального, овладевает им и умножает средства эксплуатации материального, это перестает быть проблемой человеческих возможностей и пределов и становится скорее проблемой знания о том, какой человек будет использовать технические средства и какие моральные и духовные качества позволят делать это.

Эллюль отмечает, что до недавнего времени техническую экспансию можно было представить как модель рациональности, строгости, эффективности, не имеющего ничего в себе абсурдного. «Развитые технические средства за последние 10 лет привели к абсурду, производят, требуют абсурдного поведения со стороны человека и ставят нас в абсурдные ситуации с точки зрения экономики. Мы производим то, в чем нет никакой нужды, но производим это, и нужно устремиться в этом направлении неумолимо и абсурдно». Что же касается современных коммуникационных средств, то они, считает Эллюль, служит для передачи «банальностей и пустоты».

Вопросы и задания: 1. Какие три основные идеи содержит концепция Эллюля? В чем их суть? Какую мысль пытался донести до нас французский философ? 2. Как, согласно концепции Эллюля, техника противостоит природе? 3. Согласны ли вы с мнением Эллюля, что техника развивает философию абсурда? Если да, то в чем это выражается? Приведите примеры, свою позицию аргументируйте. Если это не так, то приведите контраргументы, дайте развернутый ответ. 4. Что вы нового узнали и чему научились?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: