Третий этап - заключительный

4. Выкрашивание.

   Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

 - основной материал — шпатлевка /продается в любом строительном магазине/

- просеянный песок

- шпатель (можно руками в перчатках)

- резиновые перчатки, клеенка

- вода, пульверизатор

- акриловые или гуашевые краски, аэрозольные краски

- кисти различных размеров

- клей ПВА

- расходный материал: ракушки, камушки, листики, засушенные кусочки фруктов и цветов, бусины, бисер, крупы, желуди, шишки, нитки и т.п., «бросовый» материал

- емкость для смешивания

- палитра

- эскиз в цвете  

      Практическая часть.

      Изготовление Терры работа длительная и грязная, рабочее место нужно организовать: стол застилить клеенкой или газетами, надеть фартуки или халаты, резиновые перчатки.

Создание фона.

    - Замесить раствор: В емкость насыпать 1 часть песка, 1 часть клея ПВА и 2 части шпатлевки. Понемногу добавляем воду, доводим до состояния крутого теста. Если шпатлевки класть больше по отношению к клею -1:4, то будет вероятность растрескивания поверхности. Хотя это свойство можно использовать для достижения эффекта старения. Можно колорировать готовую смесь до нанесения на основу, т.е. добавить в нее краску и придать желаемый цвет. Но первоначальный цвет не должен быть слишком насыщенным. Сделайте его светлым.

- Работа с фоном.

      Рабочую поверхность фона перед нанесением раствора лучше смочить водой руками или при помощи пульверизатора. Затем желательно нанести тонкий слой клея ПВА и дать просохнуть. Клей наносится для того чтобы основу не «повело», если это картон или фанера.

   На основу наносим рабочий раствор. Накладывать раствор можно шпателем, или руками, как достаточно толстым слоем, так и тонким, создавая рельеф, необычную, интересную фактуру. Для этого же используют и технику оттиска. Любой твердый предмет с выпуклым рисунком оставит оригинальный отпечаток в растворе. Возникающая благодаря технике оттиска неожиданная фактура используется как для создания фона, так и для изображения отдельных предметов. С помощью техники оттиска можно достичь высокой степени реалистичности.

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм предметов руками. Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора, которые формируют задуманную форму. При желании можно вылепить цветок, бабочку, замок, дерево и т.д. Шпателем или другим подручным материалом можно «прорисовывать» деталировку.

   Для декоративного, творческого панно характерно условное изображение реальности. Важная роль отводится линии, контуру, их движению. В изображении все должно подчиняться главному объекту.

Декорирование.

      Особенность распределения дополнительного материала в коллажах "терра" заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а "вмазывается" в раствор, вводится в фон. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта. Перед применением растительный материал нужно сбрызнуть водой для большей эластичности и сцеплением с раствором.

   Нашей композиции понадобится время для высыхания – 3-4  дня. После этого работу можно выкрасить.

Работа с красками.

Панно можно раскрасить гуашью, акрилом при помощи кисти. Цвет наносят на поверхности согласно замыслу. Выкрашивание  очень индивидуальный и творческий процесс, только сам художник может решить какой способ ему подходит. Это может быть «вмазывание», «наслоение», «нацарапывание» краски. Возможно использование «припудривания» под золото или серебро; использование контуров «металлик» для батика и т.п. Способ «припудривания» служит объединяющим моментом, убирает раздробленность, «собирает» композицию в единое целое.

После окончательного высыхания, панно можно покрыть матовым акриловым лаком (аэрозоль или кистевое нанесение).

Домашнее задание

Любая художественная работа начинается с замысла, который отображается в эскизе. Задание сегодняшнего урока: познакомиться с онлайн мастер классами по созданию панно терра, собрать материал, продумать сюжет панно и разработать эскиз в цвете.

     Приступая к созданию коллажа часто бывает трудно предугадать, каким будет конечный результат: это ваша фантазия, импровизация, творчество. Но, все же определите реалистической или фантастической будет ваша работа. Какова тема и материалы. Каким способом будет наноситься раствор и декорироваться основа. Продумайте цветовую гамму.

Если комбинировать материалы контрастные, например, технологические (искусственные) пластмассы, пенопласт с одной стороны, и натуральные – кора, керамические осколки, кусочки холста или кожи с другой – это позволяет создавать необычные, дерзкие, противоречивые и даже эпатажные работы.

Сочетание элементов близких, напротив, даст ощущение внутреннего единства, стилистической выдержанности.  Если при этом используются природные материалы, работа, скорее всего, будет отличаться гармоничностью, внутренним равновесием.

       При цветовом решении ориентируйтесь на цветовой круг – шпаргалку художника.   От цветовых сочетаний будет зависеть характер вышей терры. (Слайд 19. 20)

Учитель: На какие группы делятся цвета?

Предполагаемые ответы детей: на теплые и холодные; на глухие и звонкие; на светлые и темные.

- Назовите, пожалуйста, основные и дополнительные цвета в чем особенность их сочетаний?

Предполагаемые ответы детей: основные –красный, желтый, синий. Дополнительные -  зеленый, фиолетовый,  оранжевый… эти цвета, находясь рядом, дополняют друг друга по яркости.

- Какие вы знаете контрастные цвета?

Предполагаемые ответы детей: цвета, лежащие друг против друга на цветовом круге - оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, зеленый и красный…

- Что такое композиция?

Предполагаемые ответы детей: композиция-это расположение предметов на листе, объединенных одной темой…

Композиции делятся на статичные и динамичные. Что это означает?

Предполагаемые ответы детей: статичность – это выражение покоя, устойчивости форм, симметрия. Композиционная ось имеет вертикальное или горизонтальное направление, хорошо прослеживается композиционный центр.  Динамичность – движение, предметы выстраиваются по диагонали, ассиметрично. Можно более ярко передать настроение, взрыв эмоций.

    На первом уроке учащиеся выполняют эскизы к коллажу. Педагог помогает советом по мере необходимости. Дети имеют возможность коллективно решать задачи, советоваться, помогать друг другу.  Затем эскизы просматриваются и отбираются наиболее интересные для работы в материале. Дети пробуют составить набросок своей композиции в материале, по ходу работы выясняют какие элементы необходимы еще. Черновой вариант коллажа фотографируется. Далее работают с основой - сбрызгивают водой и покрывают слоем клея ПВА.

     На втором уроке начинается работа в материале. Надеваем рабочую одежду. Повторяем порядок работы. Дети замешивают раствор и создают композицию, ориентируясь на эскизы и фотографии. Роль педагога в основном направляющая. Он следит за порядком выполнения работы, может лично показать трудные моменты. По завершении работы оставляем  сушить до следующего урока.

    На третьем уроке продолжается работа в материале – выкрашивание изображения, придание характера, настроения. По завершении – коллаж припудривается белилами. Роль педагога в основном направляющая.

      Подведение итогов работы. Дети выставляют терры на мольберты и презентуют их. Необходимо придумать название. Педагог совместно с детьми проводит анализ творческих работ. Отмечаются наиболее удачные, обсуждаются ошибки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: