Категории лесоводственной информации

Лекция – 1.

06.05.2020 г.

Тема: «Уровни и виды научных исследований»

Вопросы

Лесоводственная информация, её категории и группы

Типы статистических шкал

Уровни и виды исследований

 

Ключевые слова: информация, исследование, количественная информация, качественная информация, первичная информация, производная информация, нормативно-справочная информация; эмпирическое значение, номинальное значение; шкала, статистическая шкала, номинальная шкала, дихотомическая шкала, порядковая шкала, интервальная шкала, шкала отношений.

 

Бюджет времени: 6 часов.

В том числе по рассматриваемым вопросам:

- «Лесоводственная информация, её категории и группы» – 2 часа.

- «Типы статистических шкал» – 2 часа.

- «Уровни и виды исследований» – 2 часа.

 

Литература.

1. Моисейченко В.Ф. Заверюха А.Х, Трифонова М.Ф. Основы научных исследований в плодоводстве, овощеводстве и виноградарстве. – М.: Колос, 1994. – 383 с.

2. Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974. – 215 с.

3. Коптев В.В., Богомягких В.А., Трифонова М.Ф. Основы научных исследований и патентоведения. М.: Колос, 1993. – 144 с.

4. Трифонова М.Ф., Заика П.М., Устюжанин А.П. Основы научных исследований. М.: Колос, 1993. – 239 с.

5. Моисейченко, В.Ф. Основы научных исследований в агрономии [Текст] / В.Ф. Моисейченко, М.Ф. Трифонова. – М.: Колос, 1996. – 336 с.

6. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Колос, 1985. – 351 с.

7. Никитин К.Е., Швиденко А.З. Методы и техника обработки лесоводственной информации. – М.: Лесная промышленность, 1978. – 272 с.

8. Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России. Ч. 1. Организация лесоустройства. Полевые работы. //Федеральная служба лесного хозяйства России/ Согласовано с Минприроды России 23 декабря 1994 г.; Утверждено приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265. М.: ВНИИЦлесресурс, 1995. – 175 с.

9. Василенко П.М., Погорелый Л.В. Основы научных исследований. – Киев, 1985. – 203 с.

10. Иванов В.В., Гноевой Н.В., Монастырская Г.В. Анализ, оценка и стимулирование эффективности научного потенциала. – Киев: Наукова думка, 1990. – 132 с.

11. Мальцев П.М., Емельянова Н.А. Основы научных исследований. – Киев, 1982. – 192 с.

12. Лесное хозяйство: Терминологический словарь / Под общ. Ред. А.Н. Филипчука. М.: ВНИИЛМ, 2002, - 480 с. – Стр. 64.

13. Справочник лесничего. Издание 2-е, исправл. и доп. – М.: Лесная промышленность, 1964. – 671 с.; (стр. 12 – 17). Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор) и Л.С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп.. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 784 с.

14. Словарь иностранных слов. – Изд. 19-е, стереотип. – М.: Русский язык, 1990. – 624 с.

15. Советский энциклопедический словарь. Изданье 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.

16. Справочник лесничего /Под общ. ред. А.Н. Филипчука. Издание 7-е перераб. и доп. – М.: ВНИИЛМ, 2003. – 640 с.).

17. Мамаев, С.А. Формы внутривидовой изменчивости древесных растений (на примере семейства Pinaceae на Урале) /С.А. (Мамаев,. – М.: Наука, 1972. – 284 с.).

18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / С.И. Ожегов. Изд. 10-е, стереотипное. Под ред. Н.Ю Шведовой – М.: Советская энциклопедия, 1973 г. – 846 с.

19. Попов, В.В. Мыслительное карате: Методология научно-технического творчества и концептуального проектирования / В. В. Попов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 480 c. ISBN 978-5-00117-372-4.

 

 

Асинхронно-синхронная связь:

1. Бессчетно Владимир Петрович: E-mail: lesfak@bk.ru.

Мобильный телефон: 8-906-355-81-97.

2. Бессчетнова Наталья Николаевна: E-mail: besschetnova1966@mail.ru.

Мобильный телефон: 8-960-160-54-32.

 

 



Лесоводственная информация, её категории и группы

 

Успехи науки и техники в значительной степени определяются достигнутым на тот или иной момент уровнем методики исследований. В соответствии с этим знание основ опытного дела специалистами современного уровня является необходимым условием их эффективных действий в динамичных условиях рыночной экономики. Без умения аналитически мыслить, получать объективную информацию, правильно обрабатывать исходные данные невозможно принять верное проектное, управленческое или хозяйственное решение.

 

Специалисты лесного хозяйства в своей профессиональной практике имеют дело с лесоводственной информацией, которая в свою очередь имеет ряд особенностей.

 

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что термин «ИНФОРОМАЦИЯ» употребляется в нескольких смыслах.

 

С одной стороны, это философская категория, отражающая один из аспектов существования материи. В этом смысле информация рассматривается как неотъемлемая часть диалектического процесса познания, как одна из сторон упорядоченного отражения состояния и причинно-следственных связей реального мира. Окружающий нас материальный мир информативен. О каждом из его объектов и явлений мы всегда можем получить тот или иной комплекс сведений: размеры, масса, окраска и другие характеристики лесоматериалов, напряжение и сила электрического тока, спектральные характеристики света или показатели доз радиоактивного излучения…

 

Информативность материального мира как объекта исследований с одной стороны и способность человека как субъекта исследований воспринимать информацию – с другой делает возможным процесс познания объективной реальности.

 

С другой – более практической стороны под информацией понимают все конкретные сведения, относящиеся к определенным объектам, процессам и явлениям.

 

Под лесоводственной информацией мы будем понимать те данные, которые используются в лесохозяйственной отрасли и специфически свойственны всем объектам лесного хозяйства и характеру их функционирования.

 

Тогда несложно сформулировать определение вышеназванного понятия.

 

Лесоводственная информация – это совокупность всех сведений и данных о лесоводственных объектах. (Бессчетнов В.П.)

 

ПРИМЕР:

К лесоводственной информации можно отнести таксационные показатели древостоев и отдельных деревьев (высота, диаметр, полнота и т.д.), посевные качества семян (масса 1000 штук, влажность, лабораторная всхожесть и энергия прорастания и др.), сведения о типах леса, типах условий местопроизрастания и много другое из того, что вы уже успели узнать о лесе и о составляющих его элементах.

 

Попробуйте сами привести аналогичные примеры.

 

Категории лесоводственной информации

 

Лесоводственную информацию условно можно разделить на две категории: количественную и качественную.

 

Количественная информация – это все, что выражается мерой или числом. Она представляет ядро научного знания о лесе.

 

ПРИМЕР:

Приведите примеры количественной лесоводственной информации.

Высота дерева, выраженная в метрах – 27,3 м; диаметр ствола, выраженный в сантиметрах – 24 см; лабораторная всхожесть семян, выраженная в процентах – 98 % и т. д.

 

Качественная информация связывается с понятиями, не имеющими численного выражения на данном уровне научных представлений (либо при данных возможностях пользователя).

 

ПРИМЕР:

Приведите примеры количественной лесоводственной информации.

Диаметр ствола, высота ствола, запас древесины на корню, количественные параметры листьев, плодов, шишек, семян.

Приведите примеры качественной лесоводственной информации.

Цвет коры – бурый, форма плодов – яйцевидная, запах цветков – приятный и т. д.

 

К категории качественной информации относятся и логические определения качественного характера.

 

ПРИМЕР:

Приведите примеры логических определений качественного характера.

«БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ»; «НАЛИЧИЕ», «ОТСУТСТВИЕ»; «ВЫШЕ», «НИЖЕ»; «БЛАГОНАДЕЖНЫЙ», «НЕБЛАГОНАДЕЖНЫЙ» и т. п.

 

Доля качественной информации в различных областях лесного дела еще не велика. Так, широко используется окраска (цвет) семян, как мерило их качества, цвет хвои подроста как показатель его жизнеспособности и пр. Многие понятия основываются на качественных суждениях, например большинство основных понятий лесной типологии, экологии. На современном этапе возможности обработки и научного анализа качественной информации более ограничены по сравнению с возможностями обработки и научного анализа количественной информации. Во многом это обусловлено отсутствием эффективных методик такого анализа и рядом других причин. Поэтому важно осваивать методы, позволяющие давать статистическую оценку качественным признакам.

 

Вместе с тем можно заметить, что разделение информации на указанные категории – количественную и качественную – не всегда абсолютно, либо является следствием отсутствия на данный момент средств количественной оценки качественных признаков. В частности, мы можем выразить цвет через длину волны соответствующего участка спектра; наличие и интенсивность «голубой окраски» хвои у ели колючей (Picea pungens) можем оценить через толщину воскового налета на хвое; форму листовых пластинок представить как отношение её ширины к длине в установленных учетных точках, форму плодов или шишек – как отношение диаметра к длине; сильную, среднюю или слабую опушенность листовых пластинок представить как количество одноклеточных или многоклеточных волосков на единице поверхности листовой пластинки и т.д. Более того, во многих случаях возможна оценка в условных баллах качественной информации (степень или интенсивность окрашивания гистохимических препаратов соответствующими реактивами), т. е. её трансформация в количественную (количество крахмала, сахаров, жиров в тканях побегов; зимостойкость и т.д.).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: