Успокоить волю и уменьшить чувство самости

Когда вы не принимаете настоящий момент, то поступаете неправильно – тем самым поощряете и усиливаете желание. Сильное желание означает сильное эго и более сильную самость. Когда желание ослаблено, то эго уменьшено, а когда желание ликвидировано, эго укрощено и большая часть вас просто исчезает. Исчезновение самости – вот что мы подразумеваем под анатта. Эта самость и есть то, кем вы себя считаете по отношению к другим – внешним эго и, что более важно, самой сутью эго или тем, кем на самом деле вы себя считаете внутри. В конечном же счёте, полностью удаляется каждый крючок, на который вы можете повесить шляпу «я» или «себя». Вот почему Будда говорил, что лишь немногие люди понимают сабба-санкхара-саматха – для большинства людей это страшно (МН 26.19).

В первые годы монашеской жизни сложно понять смысл исчезновения самости. Это совершенно против воззрения в мире, где большинство людей фактически ищут чёткую и неповторимую индивидуальность в имени, возрасте, дне рождении, прошлом, оценках, статусе, своих гендерных признаках и навыках. Вы упорно трудились, чтобы понравиться другим и чтобы сделать себя полезным миру – вашим друзьям, знакомым, родителям, учителям. У вас есть чёткое представление, кто вы есть. Вы ощущаете себя цельной личностью, и тут вам говорят разобрать её на части. Может показаться, что это просто трата времени. Оглядываясь сейчас назад на период, когда я был в Кэмбридже, я понимаю, что действительно тратил своё время, пытаясь стать кем-то, что-то изучая, чтобы сдать экзамены. Возможно, и вы прошли через это. Теперь это ваша камма, и когда вы пытаетесь исчезнуть, то придётся с ней столкнуться.

Но помните, что у вас не получится исчезнуть усилием воли, говоря: «Я не собираюсь больше быть здесь, это – моя последняя жизнь». Поскольку воля формирует эго, из этого следует, что желание не быть, то есть стремление не существовать, фактически укрепляет ваше чувство себя. Как и всякое желание, это стремление не существовать и есть санкхара, а все санкхары создают больше ситуаций в будущем. Подобным образом вы никогда не сможете закончить перерождение. Единственный способ этого достигнуть – путём медитации. Практикуя и углубляя медитацию, шаг за шагом ваша самость, ваше эго начинают исчезать.

Медитация столь фундаментальна на пути буддизма, что всё остальное, даже силу или мудрость, можно считать вспомогательными факторами. Самадхи занимает центральное место, потому что по мере того, как вы учитесь успокаивать ум, вы так же постепенно учитесь исчезать и растворяться. Безусловно, в самом начале исчезнуть трудно, поскольку вы хотите «быть», ибо это было вашей единственной задачей на протяжении множества жизней. Вот поэтому для вашего исчезновения создана монашеская жизнь – помочь склониться в эту сторону. Вы просто монах где-то посредине очереди среди таких же или послушник в самом конце. Вы носите одинаковую одежду и одинаково выглядите. Даже люди, которые приходят в монастырь регулярно, могут не знать вашего имени. А вы знаете своё имя? Ваше имя – это пять кхандх или шесть чувственных основ; ваше имя – непостоянство, страдания и не-я. Если вы это понимаете, то понимаете и то, что двигаться к исчезновению – это правильное направление. Во время практики медитации вы видите, что даже когда исчезает маленькая часть вас, появляется больше покоя, свободы и радости. Именно эта радость и счастье – чувство свободы и глубокой истины – те стимулы, которые заставляют вас глубже продвигаться к успокоению всех санкхар. Даже если вы успокоите их лишь немного, то сможете почувствовать, что вы на правильном пути.

Успокойте ощущения и они исчезнут

Меня часто спрашивали о значении саддха, или о вере и уверенности. Под саддхой мы подразумеваем веру в прекращение всех санкхар, веру в ниббану. Это ни сколько вера в три драгоценности – Будду, Дхамму и Сангху – сколько вера в то, на что они указывают. Настоящая вера – это вера в прекращение и конец страданиям, а так же вера в то, что все это может быть достигнуто. Если вы верите в возможность успокоение всех санкхар, тогда эта возможность реальна. Откуда взять эту веру? Она появляется, как только вы слегка успокоили санкхары, погрузившись в глубокую и спокойную медитацию. В конце концов, санкхары успокаиваются настолько, что их больше нет. Когда вы целиком и полностью что-то успокоили, оно исчезает.

Хороший пример – моё собственное тело. Я становлюсь старше, поэтому зачастую, стоит мне сесть в практику, тело болит или нос чешется. Но когда я сидя практикую, эти ощущения начинают исчезать. Через некоторое время исчезает всё тело, и это приносит глубокое облегчение. Много лет назад на одном из моих ретритов была женщина, у которой исчезли руки – она их не чувствовала! Отлично! Немного санкхар успокоилось. Она отбросила в сторону страх и шок и на вопрос: «Как это ощущается?» – ответила, что это прекрасно и это освобождает.

Когда появляются такие виды счастья и умиротворения, вы обретаете веру в путь успокоения и отпускания ситуаций. Следуя по этому пути, вы понимаете, как успокоить ещё больше санкхар. Почему исчезает та или иная часть тела? Потому что вы не вовлекались в них, не пытались изменить или сделать удобнее, вы их полностью игнорировали, позволили им быть и разъединились с ними. Это всё равно что пытаться удержать спокойной воду в стакане. Как бы вы ни старались, вода никогда не будет полностью спокойной. Лишь когда вы поставили стакан – когда вы отпустили желания – вода успокаивается сама по себе. В медитации, когда ощущения успокаиваются, они исчезают. Вы понимаете, что в результате успокоения части активных санкхар – действия, воли, желания, выбора, делания – исчезают пассивные санкхары. Весь путь становится искусством постепенного исчезновения.

Успокоить время

Время – великий палач человеческих созданий. Как много осталось дней ретрита? На сколько длинная эта глава? Когда я смогу пойти в туалет? Когда я засыпаю, как много часов я сплю? Сколько времени до завтрака? Когда я смогу выпить чашку чая? Подобные переживания о времени просто мучают людей. Вам необходимо успокоить время.

Время это желание или жажда, которое создаёт будущее, и так же это неприязнь, которая создаёт прошлое. Когда вы отпускаете желание, время начинает исчезать, и это прекрасное переживание. Вы испытывается глубокое понимание безвременья: вы практиковали медитацию, но не имеете понятия, как долго. Вы полностью пробудились, но неважно, сколько прошло времени. Вы сидите в практике два, три часа или пять минут – это всё одно. Есть лишь этот момент, и он — единственное, что есть. Поскольку вы усмирили активные санкхары – то есть желание – вы так же усмирили и время. Когда успокоено время, вы без проблем медитируете снова и снова в течение двух, трёх часов. Такое может произойти, даже если медитация не очень глубокая. Успокоение времени, это потрясающий опыт с огромной отдачей: свободой, счастьем и блаженством.

Успокоить мысль

Прежде чем успокоить время, необходимо успокоить думающий и блуждающий ум. Чтобы это получилось, нужно тонкое волевое усилие: специально ничего не делать. Это желание поставить охранника у ворот ума, как вышибалу в ночном клубе, и сказать: «Есть такие вот проблемы, не впускай их». Подобного рода сдерживание на начальной стадии — это тип силы воли, тип контроля. Сознательное усилие подчинить себе ум, обуздать его нездоровые стремления. Вы просто рисуете линию и ставите на ней стражу. Вы подобны садовнику, который, посадив много цветов и деревьев, бережёт и защищает их, дабы убедиться, что ничто им не вредит. Всё, что вам необходимо сделать – это с ясными намерениями установить охрану. Затем, когда ум стал неподвижным, этот стражник остается на месте, защищая эту неподвижность, заботясь о ней, ценя и развивая её. Таким образом, моменты неподвижности и покоя без размышлений длятся всё дольше и дольше.

Что-то теряется, когда вы перестаёте думать, и это что-то – «вы». Многие люди оценивают себя уровнем своего интеллекта, способностью ясно мыслить и убедительно рассуждать. Но всё, что они делают на самом деле – это противопоставляют модели мышления друг другу, как два борца сумо, сражающихся в круге концепций. Истинная же победа наступает после успокоения всего. Ум останавливается до такой степени, что концепции больше не возникают. Вы обрели тишину – вы спокойны и свободны.

Даже если у вас не получается надолго успокоить думание – пусть лишь на несколько секунд, порадуйтесь этим ощущениям. Если вы исследуете эти ощущения, поймёте, как они прекрасны. Вы начинаете осознавать, что каждый раз, когда появляются мысли, вас мучают. Это как быть замужем за тираном, который вас всё время терзает, или иметь работу, где босс постоянно указывает, что делать или даже унижает. Но так приятно, когда всё это выключается. Вы наслаждаетесь тихим умом и растёте в своей вере и уверенности. Поначалу вам может быть немного страшно от того, что вам кажется, будто вы исчезаете. Потому что думание заставляет вас ощущать контроль над ситуацией, а не-думание на первых порах создаёт чувство, будто вы убираете руки с руля мотоцикла. Можете удивиться, как же вы сохраняете равновесие, когда мысли не здесь и не могут сообщить вам, что делать. Но после всего, вы видите, что это нормально – не думать и не контролировать, что предпочтительнее всё отпустить и исчезнуть. На самом деле, это ощущение очень хорошее. Кроме того, вы получаете свои первые познания анатты, прекращения и исчезновения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: