Хозяйственными (экономическими) отношениями именуются общественные отношения, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей граждан, организаций, государства. деятельность же субъектов хозяйствования, которая является систематической и профессиональной на рынке товаров, работ, услуг с целью получения прибыли, удовлетворения публичных потребностей, реализации уставных задач, является хозяйственной (экономической) деятельностью [28, с. 4].
Хозяйственные связи включают экономические, организационные, коммерческие, правовые, административные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей формируется на основе свободно совершаемых актов купли-продажи по инициативе сторон и путем распределения отдельных видов товаров, а также для государственных нужд [5, с. 129].
Система хозяйственных связей торговли с промышленностью - важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
|
|
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям [18, с. 71].
Рациональные хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров должны обеспечивать:
- необходимое участие торговли в планировании производства товаров народного потребления;
- бесперебойное снабжение товарами организаций розничной торговли;
- соответствие ассортимента и качества поставляемых товаров действительным потребностям населения;
- усиление ответственности предприятий за выполнение договорных обязательств и др. [24, с.133]
Хозяйственные связи торговли с производством это отношения между хозяйственными органами сферы производства и сферы товарного обращения по поводу организации выпуска и реализации товаров народного потребления для снабжения населения.
Объективной причиной таких связей является общественное разделение труда, что в свою очередь, вызывает необходимость обмена между различными сферами общественного производства. При этом обмен не создает различия между сферами производства, а устанавливает связь между различными сферами, и превращает их в более или менее зависимые друг от друга отрасли совокупного общественного продукта. Кроме того хозяйственные связи имеют и территориальный аспект, поскольку определенные отрасли производства закрепляются за определенными районами страны [8, с.4].
|
|
Хозяйственные связи торговли и промышленности - экономические, организационные, коммерческие, правовые, административные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров.
Следовательно, хозяйственные связи представляют отношения между хозяйственными органами сферы производства и сферы товарного обращения по поводу организации выпуска и реализации товаров народного потребления для обеспечения населения.
Объективной причиной таких связей является общественное разделение труда, что, в свою очередь, вызывает необходимость обмена между различными
сферами общественною производства. При этом обмен не создает различия между сферами производства, а устанавливает связь между различными сферами и превращает их в более или менее зависимые друг от друга отрасли совокупного общественного продукта. Кроме того, хозяйственные связи имеют и территориальный аспект, поскольку определенные отрасли производства закрепляются за определенными регионами, а потребление товара происходит повсеместно.
Таким образом, хозяйственные связи торговли и промышленности являются одной из форм экономических отношений, с помощью которых обеспечивается конечная реализация общественного продукта, направляемою на личное потребление. Кроме того, они выполняют и важнейшую социально-экономи-ческую функцию, способствуя повышению объемной и структурно-ассорти-ментной сбалансированности спроса и предложения на товарных и региональных рынках. Выполняя указанную функцию, хозяйственные связи обеспечивают поступление на рынок товаров, пользующихся спросом населения.
Содержание хозяйственных связей торговли и промышленности включает следующие элементы (функции):
- изучение и прогнозирование спроса на товары;
- планирование объема и ассортимента товарного предложения;
- поиск и выбор партнеров;
- заключение различных видов хозяйственных договоров;
- участие в рассмотрении и решении вопросов организации, размещения и специализации производства, объемов выпуска, ассортимента, качества товаров, по таре и упаковке;
- организация дополнительных услуг, выбор форм продвижения
товаров на рынок и каналов продажи;
- участие в работе оптовых ярмарок, товарных бирж и других рыночных структур;
- рекламно-информационная деятельность;
- установление оптимальных условий по обеспечению актов купли-продажи;
- применение административно-правовых норм и экономических
санкций между субъектами хозяйственных связей.
Исходя из определения хозяйственных связей при установлении торговые организации и промышленные предприятия могут осуществлять и выполнять и другие функции [8, с. 22-23].
Механизм хозяйственных связей торговли с промышленностью - это совокупность форм и методов взаимодействия субъектов хозяйствования промышленности и торговли между собой и с другими заинтересованными органами в процессе планирования и управления производством и реализацией товаров народного потребления, а также обеспечения надлежащего уровня их деятельности в целях достижения высоких конечных результатов.
В широком смысле цель механизма хозяйственных связен - обеспечение объемной и структурно-ассортиментной сбалансированности между производ-ством конкретных видов товаров и услуг и потребностями в них как общества в целом, так и отдельных сегментов потребителей. Он должен однозначно ориентировать товаропроизводителей на усиление адресности производства с учетом запросов потенциального потребителя с совершенно определенными, качественно-индивидуальными требованиями к производимым товарам.
|
|
В более узком смысле цель механизма хозяйственных связей состоит в согласовании экономических интересов всех участников, с одной стороны, и их частных интересов с общественными, с другой. Для того, чтобы реализовать эту цель, необходимо прежде всего выпускать именно те товары и в таких количествах, которые нужны обществу, а также равно выгодны производству и торговле и дают наибольший социально-экономический эффект в потреблении.
Поэтому в процессе реализации хозяйственных связей должны быть поставлены и успешно решены следующие задачи:
- своевременный и точный учет изменений потребностей рынка и
спроса населения, чтобы наиболее полно учесть их при планировании
и непосредственной организации производства и реализации потребительских товаров (таким образом будет реализован маркетинговый подход - производить и продавать то, что пользуется спросом);
- обеспечение согласованности действий товаропроизводителей и
торговых организаций при формировании объемов, структуры производства и продажи в процессе товародвижения;
- обеспечение экономической заинтересованности субъектов хозяйствования при производстве и реализации товаров.
С учетом цели и перечисленных задач определяется структура механизма
хозяйственных связей. Механизм хозяйственных связей торговли с промышленностью имеет весьма сложную структуру. Он состоит из трех взаимосвязанных частей: организационной, договорной и экономической. Они образуют органическое единство, целостную систему, каждый элемент которой, выполняя свои специфические функции, дополняет другие и обеспечивает эффективное функционирование всего механизма хозяйственных связей торговли с промышленностью (рисунок 1.1).