Активизация коммерческая деятельность предприятия способствует взаимодействию предприятия с внешней средой и в соответствии с этим организации своих внутренних компонентов. При этом может возникать ситуация нанесения ущерба как внешней, так и внутренней среды предприятия. Этот ущерб не всегда может быть непосредственно финансовым (например, некоторые виды морального ущерба). Словом риск, допускает вероятность оказаться в убытке в результате коммерческой деятельности [16].
В бизнесе много событий, наступление или не наступление которых приводит к потерям финансовых средств. Зная о степени риска, коммерсант вынужден вынужден быть осторожным, принимая коммерческие решения. Наличие фактора риска заставляет тщательно анализировать закупку сырья и материалов, организацию сбыта продукции, рентабельность производства, продажи, отдельных видов выпускаемой продукции [1, с. 35].
Риск – это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью. Коммерсант рискует многим. Но в то же время наличие фактора риска является мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов (справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает).
|
|
Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой сделки. Кроме того, может быть риск, связанный с действиями конкурентов; риск, связанный с изменением цены; риск, связанный с непредвиденными политическими событиями, имеющими тяжелые последствия для торгового бизнеса [27].
Риск - это возможное поднесение убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью (таблицы 1.1).
Таблица 1.1 – Основные виды рисков
Виды рисков | Краткая характеристика |
1 | 2 |
Политические | Вызываются возможными переменами и экономическом курсе органов власти, принятии правительственных постановлений, указов, непредвиденные политические события |
Окончание таблицы 1.1 | |
1 | 2 |
Технические | Связаны с не достижением ожидаемых результатов от освоения новой техники и технологии или несоблюдением технологической дисциплины |
Производственные | Связаны с не достижением намеченных объемов производства, качества продукции |
Финансовые | Вызываются неожиданными изменениями валютного курса, инфляцией |
Инновационные | Связаны с вероятностью потерь от внедрения новинок производства |
Коммерческие | Обусловлены непредсказуемыми потерями в коммерческой деятельности вследствие изменения цен, конъюнктуры рынка, падением объема продажи и т. п. |
Примечание – Источник: [1, с. 36, таблица 4.1].
|
|
Внешние факторы подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относятся:
- законодательство, регулирующее коммерческую деятельность;
- непредвиденные действия государственных служб;
- налоговая система;
- взаимоотношения с партнерами;
- действия конкурентов;
- коррупция и рэкет.
К факторам косвенного воздействия относятся:
- политические условия;
- экономическая обстановка в стране;
- экономическое положение на рынке;
- международные события;
- форс-мажорные обстоятельства.
К внутренним факторам относятся:
- потеря товаров от небрежности работников;
- вероятность нечестности служащих;
- низкая квалификация коммерческих работников;
- приостановка деловой активности предприятия.
Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой сделки. К основным причинам коммерческого риска следует отнести:
- повышение закупочной цены материальных ресурсов;
- снижение объемов продажи в результате резких колебаний рыночной конъктуры, изменения спроса, моды, снижения платежеспособности населения;
- физическая потеря товара, его качественных характеристик в резуль-тате хранения, транспортировки;
- повышение расходов на реализацию из-за выплаты штрафов, таможенных пошлин, налогов;
- невыполнение договорных обязательств партнером;
- действия конкурентов;
- непредвиденные стихийные бедствия, неурожаи;
- нечестность или небрежность служащих.
Прогнозирование успеха коммерческой операции должно осуществляться с учетом возможных рисков, связанных с реализацией товаров, транспортировкой, погрузочно разгрузочными работами, нестабильной платежеспособностью покупателей, а также риска от форс-мажорных обстоятельств.
Коммерческие риски многообразны. Их можно подразделить на внутренние, связанные с деятельностью конкурентов, клиентов, поставщиков предприятия, и внешние, вызванные изменениями в законодательстве, инфляцией, стихийными бедствиями и др.
Нестабильность и непредсказуемость рыночных ситуаций, поведения основных конкурентов, угроза внезапного банкротства обусловили дифференциацию коммерческих рисков на допустимые, критические и катастрофические [1, с. 36-38].
Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой
сделки. Кроме того, может быть риск, связанный с действиями конкурентов; риск, связанный с изменением цены; риск, связанный с непредвиденными политическими событиями, имеющими тяжелые последствия для торгового биз-
неса [28].
Коммерческий риск во многих литературных источниках отождествляет-
ся с такими видами риска, как маркетинговый и предпринимательский. Такое сравнение является, безусловно, правильным, так как коммерческий риск достаточно многогранен и объемен и касается различных аспектов коммерческой деятельности. Коммерческий риск наиболее характерен прежде всего для сферы торговли, однако, проявляясь в торговле, он отчасти отражается и на результатах деятельности промышленных предприятий. Такая взаимосвязь прослеживается и в определении коммерческого риска.
Коммерческий риск по риск, связанный со взаимоотношениями партнеров по поводу актов купли - продажи и вероятными потерями вовремя поставки и реализации товаров.
Коммерческий риск можно классифицировать по ряду критериев, где наиболее характерными будут следующие возможности снижения, источник возникновения, причина возникновения, однозначность действия факторов риска как проявления, несущая сторона (таблица 1.2).