Управление коммерческим риском в организации

Активизация коммерческая деятельность предприятия способствует взаимодействию предприятия с внешней средой и в соответствии с этим организации своих внутренних компонентов. При этом может возникать ситуация нанесения ущерба как внешней, так и внутренней среды предприятия. Этот ущерб не всегда может быть непосредственно финансовым (например, некоторые виды морального ущерба). Словом риск, допускает вероятность оказаться в убытке в результате коммерческой деятельности [16].

В бизнесе много событий, наступление или не наступление кото­рых приводит к потерям финансовых средств. Зная о степени риска, коммерсант вынужден вынужден быть осторожным, принимая коммерческие ре­шения. Наличие фактора риска заставляет тщательно анализировать закупку сырья и материалов, организацию сбыта продукции, рента­бельность производства, продажи, отдельных видов выпускаемой про­дукции [1, с. 35].

Риск – это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью. Коммерсант рискует многим. Но в то же время наличие фактора риска является мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов (справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает).

Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой сделки. Кроме того, может быть риск, связанный с действиями конкурентов; риск, связанный с изменением цены; риск, связанный с непредвиденными политическими событиями, имеющими тяжелые последствия для торгового бизнеса [27].

Риск - это возможное поднесение убытков вследствие занятия ком­мерческой деятельностью (таблицы 1.1).

 

 Таблица 1.1 – Основные виды рисков

Виды рисков Краткая характеристика
1 2
Политические Вызываются возможными переменами и экономическом курсе органов власти, принятии правительствен­ных постановлений, указов, непредвиденные полити­ческие события

Окончание таблицы 1.1

1 2
Технические Связаны с не достижением ожидаемых результатов от освоения новой техники и технологии или несо­блюдением технологической дисциплины
Производственные Связаны с не достижением намеченных объемов производства, качества продукции
Финансовые Вызываются неожиданными изменениями валютного курса, инфляцией
Инновационные Связаны с вероятностью потерь от внедрения новинок производства
Коммерческие Обусловлены непредсказуемыми потерями в коммер­ческой деятельности вследствие изменения цен, конъюнктуры рынка, падением объема продажи и т. п.

Примечание – Источник: [1, с. 36, таблица 4.1].

 

Внешние факторы подразделяются на факторы прямого и кос­венного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся:

- законодательство, регулирующее коммерческую деятельность;

- непредвиденные действия государственных служб;

- налоговая система;

- взаимоотношения с партнерами;

- действия конкурентов;

- коррупция и рэкет.

К факторам косвенного воздействия относятся:

- политические условия;

- экономическая обстановка в стране;

- экономическое положение на рынке;

- международные события;

- форс-мажорные обстоятельства.

К внутренним факторам относятся:

- потеря товаров от небрежности работников;

- вероятность нечестности служащих;

- низкая квалификация коммерческих работников;

- приостановка деловой активности предприятия.

Коммерческий риск возникает как следствие рискованной ком­мерческой сделки. К основным причинам коммерческого риска сле­дует отнести:

- повышение закупочной цены материальных ресурсов;

- снижение объемов продажи в результате резких колебаний рыноч­ной конъктуры, изменения спроса, моды, снижения платежеспо­собности населения;

- физическая потеря товара, его качественных характеристик в ре­зуль-тате хранения, транспортировки;

- повышение расходов на реализацию из-за выплаты штрафов, тамо­женных пошлин, налогов;

- невыполнение договорных обязательств партнером;

- действия конкурентов;

- непредвиденные стихийные бедствия, неурожаи;

- нечестность или небрежность служащих.

Прогнозирование успеха коммерческой операции должно осуще­ствляться с учетом возможных рисков, связанных с реализацией то­варов, транспортировкой, погрузочно разгрузочными работами, не­стабильной платежеспособностью покупателей, а также риска от форс-мажорных обстоятельств.

Коммерческие риски многообразны. Их можно подразделить на внутренние, связанные с деятельностью конкурентов, клиентов, по­ставщиков предприятия, и внешние, вызванные изменениями в зако­нодательстве, инфляцией, стихийными бедствиями и др.

Нестабильность и непредсказуемость рыночных ситуаций, пове­дения основных конкурентов, угроза внезапного банкротства обу­словили дифференциацию коммерческих рисков на допустимые, критические и катастрофические [1, с. 36-38].

Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой

 сделки. Кроме того, может быть риск, связанный с действиями конкурентов; риск, связанный с изменением цены; риск, связанный с непредвиденными политическими событиями, имеющими тяжелые последствия для торгового биз-

неса [28].

Коммерческий риск во многих литературных источниках отожде­ствляет-

ся с такими видами риска, как маркетинговый и предприни­мательский. Такое сравнение является, безусловно, правильным, так как коммерческий риск достаточно многогранен и объемен и касает­ся различных аспектов коммерческой деятельности. Коммерческий риск наиболее характерен прежде всего для сферы торговли, однако, проявляясь в торговле, он отчасти отражается и на результатах дея­тельности промышленных предприятий. Такая взаимосвязь просле­живается и в определении коммерческого риска.

Коммерческий риск по риск, связанный со взаимоотношениями партнеров по поводу актов купли - продажи и вероятными потерями вовремя поставки и реализации товаров.

Коммерческий риск можно классифицировать по ряду критериев, где наиболее характерными будут следующие возможности сниже­ния, источник возникновения, причина возникновения, однознач­ность действия факторов риска как проявления, несущая сторона (таблица 1.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: