Напряжение духа в сердце называется упорством. Существо, полное сил, стареет - это называется нарушением Дао. Кто без Дао, погибает раньше времени

Комментарий:

А этот отрывок послужил основой сотне трактатов, и тысячам методов продления жизни… Для подробного комментария требуются тома и тома…

56

Знающие не говорят, говорящие не знают. Кто оставляет свои желания, отказывается от страстей, притупляет свои стремления, освобождает свои (мысли) от путаницы, умеряет свой блеск, сводит (свои впечатления) воедино, тот представляет собой тождество глубочайшего. Его нельзя приблизить для того, чтобы с ним сродниться, его нельзя приблизить для того, чтобы им пренебрегать, его нельзя приблизить для того, чтобы им воспользоваться, его нельзя приблизить для того, чтобы его возвысить, его нельзя приблизить для того, чтобы его унизить. Вот почему он уважаем в стране.

Комментарий:

Текст замечателен тем, что допускает две различных трактовки. Первое – переход в состояние великого предела для целей исключительно познания.

Второе – замыкание на себя с целью маскировки в социуме, чтобы переждать лихолетье.

Реально, для синтезного мышления того времени внутреннее и внешнее не разделялось. В то время еще господствовало представление, что путем очищения, и внутреннего самосовершенствования можно подняться вверх по социальной лестнице, а в идеале получить статус правителя.

57

Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью. Завоевание страны осуществляется посредством не- деяния. Откуда я знаю все это? Вот откуда: когда в народе много ненужных вещей, народ становится бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников. Поэтому мудрый человек говорит: если я не действую, народ будет находиться в самоизменении, если я спокоен, народ сам будет исправляться. Если я пассивен, народ сам становится богатым, если я не имею страстей, народ становится простодушным.

Комментарий:

Все это так. Но это справедливо лишь для замкнутой равновесной системы. Если имеются возмущающие внешние и внутренние факторы – все равновесие летит в тартарары. Видимо китайцы интуитивно это осознавали и всячески отгораживались от окружающего мира. Но можно ли отгородиться от реальности!

58

Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным. О, несчастье! Оно основа, на которой держится счастье. О, счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. Справедливость снова превращается в хитрость, добро - в зло. Человек давно уже находится в заблуждении. Поэтому мудрый человек справедлив и не отнимает ничего у других. Он бескорыстен и не вредит другим. Он правдив и не делает ничего плохого. Он светел и не желает блестеть.

Комментарий:

Еще раз стратегия диктует необходимость искать великий предел освобождения от противоположностей. Только мудрый может преуспеть на этом пути. Но какие стимулы нужны для того, чтобы пройти этим путем?

59

Для того, чтобы управлять страной и служить людям, лучше всего соблюдать воздержание. Воздержание должно стать главной заботой. Оно называется усовершенствованием Дэ. Совершенное Дэ - всепобеждающая сила. Всепобеждающая сила неисчерпаема. Неисчерпаемая сила дает возможность овладеть страной. Начало, при помощи которого управляется страна, долговечно и называется глубоким и прочным корнем. Оно - вечно существующее Дао.

Комментарий:

Вот и ответ. Добившись победы над собой – покоришь страну. Целью морального совершенствования является сила, и сила дает социальную победу.

Но ведь это действительно так!

Но если это действительно так – то образ нищего эзотерика – это образ погрязшего в иллюзиях глупца!

Реально, обладающий Дао – человек социально успешный и уважаемый!

 

60

Управление большим царством напоминает приготовление блюда из мелких рыб. Если люди вступают в Поднебесную путем Дао, то духи умерших не творят чудеса. Не только духи умерших не будут творить чудеса, они также перестанут вредить людям. Не только дух не будет вредить людям, но и мудрый человек не будет вредить людям. Поскольку оба они не приносят вреда, то их Дэ соединяется друг с другом.

Комментарий:

Духи самоустраняются, потому что все идет само собой. Когда все идет само собой, социальное напряжение исчезает. Радость застоя…

61

Великое царство - это низовье реки, узел Поднебесной, Самка Поднебесной. Самка всегда невозмутимостью одолевает самца, а по своей невозмутимости (она) стоит ниже (самца). Поэтому великое царство располагает к себе маленькое тем, что ставит себя ниже последнего, а маленькое царство завоевывает симпатию великого царства тем, что стоит ниже последнего. Поэтому располагают к себе либо тем, что ставят себя ниже, либо потому, что сами ниже. Пусть великое царство будет желать не больше того, чтобы все одинаково были накормлены, а малое царство пусть будет желать не больше того, чтобы служить людям. Тогда оба получат то, чего они желают. Великому полагается быть внизу.

Комментарий:

Да, если бы Цинь Ши Хуанди склонялся, его бы каждый норовил пнуть, да посильнее! Ан не склонился! Все же сила доказала свое право на жизнь. Объединить можно только силой. Удержать – покладистостью.

62

Дао - глубокая (основа) всех вещей. Оно сокровище добрых и защита недобрых людей. Красивые слова можно произносить публично, доброе поведение можно распространять на людей. Но зачем же покидают недобрых людей? В таком случае для чего же выдвигают государя и назначают ему трех советников? Государь и советники, хотя и имеют драгоценные камни и могут ездить на колесницах, но лучше будет им спокойно следовать Дао. Почему в древности ценили Дао? В то время люди не стремились к приобретению богатств и преступления прощались. Поэтому (Дао) в Поднебесной ценилось дорого.

Комментарий:

А вот Улоф Пальме ездил на автобусе. В результате тоже пули не избежал.

63

Нужно осуществлять не- деяние, соблюдать спокойствие и вкушать безвкусное. Великое состоит из мелких, а многое из малых. На ненависть нужно отвечать добром. Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого дела начинается с малого, ибо в мире трудное дело образуется из легких, а великое - из маленьких. Поэтому мудрец всегда начинает дело не с великого, тем самым он завершает великое дело. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия. Где много легких дел, там много и трудных. Поэтому мудрый человек погружается в трудности, в результате чего он их не испытывает.

Комментарий:

Пошли практические советы, как браться за Поднебесную. ”Трудное дело образуется из легких, а великое - из маленьких”.Опять используются противоположности. Не ”корень и основа”, а именно противоположное. Если использование ”Великого предела ” – это сверх – стратегия, то использование противоположных начал – скорее, тактика.

64

То, что спокойно, легко сохранить. То, что еще не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать с того, чего еще нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из маленького, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага. Кто действует - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему мудрый человек бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, которые совершая дела спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому, как он его начал, у того всегда будет благополучие. Поэтому мудрый человек не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, которые не имеют знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается действовать.

Комментарий:

Знаменитый отрывок. Он комментировался тысячи раз…

65

В древности умевший слушать Дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний – враг страны, а без их применения –счастье страны. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других. Знание этого примера есть знание глубочайшего Дэ. Глубочайшее Дэ, оно и глубоко, и далеко. Оно противоположно всем существам. Следуя за ним, достигнешь великого благополучия.

Комментарий:

А как же Яо? А Шунь? Тот искренне старался сделать людей умнее, Вэйци их обучал. А Шэнь-нун? А Желтый император, наконец? Неувязочка…

Оставить народ в невежестве – организовать стадо. Стадо не бунтует. Только потом из-за моря голландцы приплывают, и начинают это стадо стричь…

66

Реки и моря потому могут властвовать над равнинами, что они способны стекать вниз. Поэтому они властвуют над равнинами. Когда (мудрый человек) желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому, хотя он стоит над народом, но для народа он не в тягость, хотя он находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.

Комментарий:

Все же, вероятно, речь идет о двух фазах пути мудрого. В ”теневой ” фазе – он стремится быть позади всех. Но вот его выдвигают вперед – ”на свет ”. В ”светлой ” фазе, когда мудрый просиял в народе, ему важно сохранить верность изначальным принципам, остаться верным Дао.

 

67

Все говорят о том, что мое Дао велико и не уменьшается. Если бы оно уменьшилось, то после долгого времени оно стало бы маленьким. Не уменьшается потому, что оно является великим. Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое – это человеколюбие, второе - бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я - человеколюбив, поэтому могу стать храбрым. Я - бережлив, поэтому могу стать щедрым. Я не смею быть впереди других, поэтому я могу стать умным вождем. Кто храбр без гуманности, щедр без бережливости, находясь впереди отталкивает тех, кто находится позади - тот погибает. Кто ведет войну из-за человеколюбия, тот побеждает, и возведенная им оборона - неприступна. Естественность его спасает, человеколюбие его охраняет.

Комментарий:

Стратегия, стратегия, еще раз – стратегия!

 

68

Умный полководец не бывает воинственен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми ставит себя в низкое положение. Это я называю Дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу (Дао).

Добавить нечего.

69

Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад. Это называется действием посредством не- деяния, ударом без усилия. В этом случае не будет врага, и я могу обходиться без солдат. Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника. Недооценка противника повредит моему сокровенному средству (Дао). В результате сражений те, кто скорбят, одерживают победу.

Комментарий:

Мао точно читал эти слова, а Кутузов наверняка – нет. Иначе бы не стал под Бородино упираться.

Это единственное место в трактате, где дается скрытое цитирование. К сожалению, неизвестно, откуда эта цитата.

”Не смей начинать первым, выжидай” – важнейший тактический принцип. Он используется во всех современных единоборствах – от каратэдо до европейского фехтования. (В большой политике тоже важно иметь хороший повод для хорошего удара)…

70

Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществлять. В словах имеется начало, в делах имеется главное. Поскольку люди их не знают, то они не знают и меня. Когда меня мало знают, тогда я дорог. Поэтому мудрый человек подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму.

Комментарий:

Если мудрому все безразлично, он и яшму выбросит…

71

Кто имеет знания и делает вид незнающего, тот на высоте. Кто без знаний и делает вид знающего, тот болен. Кто избавляет себя от болезни - не болеет. Мудрый человек не болеет, потому что он избавляет себя от болезни. Поэтому он не болеет.

Комментарий:

Очень круто, очень важно для восхождения по социальной лестнице. Психотехника выработки важнейшей привычки – держать язык за зубами.

72

Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Кто не презирает (народ), тот не будет презрен (народом). Поэтому мудрый человек, зная себя, себя не выставляет. Он любит себя и себя не возвышает. Он отказывается от самолюбия и предпочитает невозвышение.

Комментарий:

А вот и пошли советы по управлению народом. Это уже не рецепты по выживанию, а программа действий после достижения власти.

73

Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не воинственен - будет жить. Эти две вещи означают: одна - пользу, а другая - вред. Кто знает причины ненависти к воинственным? Объяснить это затрудняется и мудрец. Естественное Дао не борется, но умеет побеждать. Оно не говорит, но умеет отвечать. Оно само приходит. Оно спокойно и умеет управлять. Сеть природы редка, но ничего не пропускает.

Комментарий:

В эзотерической традиции, не все можно предугадать и вызнать заранее. Кроме Земного и Человеческого, есть и Небесное. Небо вносит поправку в изначальные расчеты. Постичь это логикой и сбором информации нельзя. Дэ – это то, что связывает Человека с Небом. Можно использовать людей, измерить Землю, но Небо нельзя обмануть.

А вот социальные науки, изучение приматов говорят нам о том, как бывает вредна агрессия. Все же более реальная версия состоит в том, что боец должен уметь контролировать свои эмоции, освобождаться от неконтролируемой агрессивности. Спокойный воин – идеал восточных единоборств. Агрессивный победитель неизбежно попадет в крайне неприятную ситуацию – Небесная сеть накроет его, мы прекрасно видим это на многочисленных примерах.

74

Если народ не боится смерти, то зачем же угрожать ему смертью? Кто заставляет людей бояться смерти и считает это занятие увлекательным, того я захвачу и уничтожу. Кто осмеливается так действовать? Всегда существует носитель смерти (Дао), который убивает. А если кто его заменит, это значит заменить великого мастера (Дао). Кто, заменяя великого мастера, рубит (топором) - повредит свою руку.

Комментарий:

Сказано, как отрезано. Добавить нечего, кроме восхищения.

75

Народ голодает от того, что слишком велики поборы и налоги. Вот почему (народ) голодает. Трудно управлять народом от того, что правительство слишком деятельно. Вот почему трудно управлять. Народ легко умирает от того, что у него слишком сильно стремление к жизни. Вот почему легко умирают. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь.

Комментарий:

Не загоняйте кошку в угол – и она на вас не бросится.

76

Человек при рождении нежен и слаб, а после смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежны и слабы, а при гибели тверды и крепки. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое есть то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает, и оно, подобно крепкому дереву, (гибнет). Сильное и могущественное не имеет того преимущества, какое имеет нежное и слабое.

Комментарий:

Для практиков йоги, дзю-до, айки-до, и тайцзицюань здесь нет ничего неясного.

77

Естественное Дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Естественное Дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же Дао – наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято. Кто может отдать другим все лишнее? Это могут сделать только те, которые следуют Дао. Поэтому мудрый человек делает и не пользуется тем, что сделано, совершает подвиги и себя не прославляет. Он благороден потому, что у него нет страстей.

Комментарий:

Мудрый действует сообразно небесным законам. Он теряет в ресурсе, но неизмеримо поднимает авторитет. Его рейтинг растет, а это тоже богатство.

78

Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять. Поэтому мудрый человек говорит: кто принял на себя унижение страны - становится государем, и кто принял на себя несчастье страны - становится властителем. Правдивые слова похожи на свою противоположность.

Комментарий:

Кто бережет себя, жесткость не проявляет. Кто проявляет жесткость, того обламывают. Кто копит силы и выжидает удобного момента – может добиться победы. Мао говорил – ”10% на войну с Японией, 20% на войну с Гоминданом, остальное – на развитие ”. И еще говорил: ”Отступать, пока враг не загоняет толстых до худобы, а худых – до смерти ”. Так и добился победы.

Власть подбирают, когда она валяется на дороге. Коммунисты взяли власть в разделенном, отсталом, оккупированном Китае. Но кто ее теперь отберет?

 

 

79

После большого возмущения останутся его последствия. Спокойствие можно назвать добром. Поэтому мудрый человек дает клятвенное обещание, что он не будет никого порицать. Добрые люди соблюдают свою клятву, а недобрые ее нарушают. Естественное Дао не имеет родственников, оно всегда на стороне добрых.

Комментарий:

”Большое возмущение” – это не рутинное усмирение локального бунта. Речь, безусловно, идет о полной ”Перестройке”. Вполне вероятно, что в контексте идет речь о последствиях внутренней войны, завершении силового объединения Китая. ”Недобрые нарушают клятву” – если речь идет о Цинь Ши Хуанди, то это – в точку. Он конфуцианских ученых живыми в землю закапывал…

Очень неприятное ощущение возникает при чтении этого раздела. Так может сказать человек, объявленный к розыску, и заочно приговоренный. И перспективы автора ”Дао Дэ ” очень туманны. Хочется надеяться, что ему удалось-таки ускользнуть от недобрых врагов…

80

Нужно сделать государство маленьким, а народ - редким. Даже если имеется много орудий, не надо их употреблять. Надо сделать так, чтобы народ не странствовал далеко до конца своей жизни. Даже если имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если есть вооруженные войска, не надо их выставлять. Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой его жизнь. Соседние государства смотрели бы друг на друга издали, слушали бы друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до старости и смерти не должны были бы кочевать с места на место.

Комментарий:

Это высказывание похоже на полный бред. Я так и вижу орду Чингисхана, идущую через государства-карлики. Со времен Хань такие идеи могли прийти на ум разве что предателю. Но во времена агрессии Цинь этот план представлялся не столь уж и бредовым. В условиях внешней изоляции и отсутствии внутреннего развития такие социальные системы могли бы быть стабильными. Самое главное, в таких условиях мудрец действительно был бы царем, и все мудрецы были бы пристроены без конкуренции. Однако в жизни все пошло по-другому.

81

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает людям. Небесное Дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао мудрого человека - это деяние без борьбы.

Комментарий:

Если мудрый трудится, какое же это не-деяние? Оказывается, деяние для людей – это и есть путь мудрого. Лукавство ли это? Видимо, все же текст ”Дао Дэ ” надо понимать именно как руководство к действию в конкретных условиях. И в конкретном контексте. Контекст той эпохи – это вызубренные с детства высказывания Конфуция. В данном случае это ”Когда в Поднебесной мир, надо быть смелым и в речах, и в поступках”. Деяние без насилия – это путь мудрого, когда в Поднебесной восстановится мир.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: