1. Назовите объект, предмет и методы географии туризма.
2. Почему географический фактор в туризме относится к ключевым?
3. Охарактеризуйте картографический метод.
4. На основе каких показателей классифицируются страны как туристские направления?
5. Объясните сущность современной концепции туристской типологии стран мира.
6. Найдите на политической карте мира страны, упомянутые в данной главе.
Глава 2
Становление и развитие географии туризма
в XIX–XX вв.
XIX в. – период бурного развития промышленности, роста урбанизированных территорий, развития железнодорожных путей сообщения. Масштабные преобразования в социальной и экономической сферах затронули многие страны и регионы Европы. Возникает постоянно растущее туристское движение. Потребность в рекреационных территориях возросла. Отдыхающие направлялись главным образом в курортные местности – к источникам минеральных вод, в здравницы-купальни, на климатические курорты, где сложилась традиция обслуживания нуждающихся в лечении лиц и необходимая курортная инфраструктура. В результате многие населённые пункты, часто малоизвестные, становились большими приморскими (Сопот, Канны, Монте-Карло, Ницца и др.) или горными центрами отдыха (Шамони, Давос, Закопане и др.). До настоящего времени они принимают значительное число туристов.
|
|
В XIX в. берут начало исследования туризма с географического изучения связи больших городов и приморской среды. Немецкий географ А. Геттнер (1859–1941) связывал развитие туристских и курортных поселений с большой плотностью населения в городах, что порождало потребность в рекреации и стремление её удовлетворить. Привлекательные пейзажи и благоприятные климатические условия, были, согласно А. Геттнеру, основным стимулом развития туризма.
Понятие «География туризма» ввёл австрийский ученый И. Страднер. В его главном труде «Туризм» утверждалось, что география туризма должна заниматься изучением достопримечательностей природного и антропогенного происхождения, которые составляют туристскую привлекательность территории. А задачей новой дисциплины – составление туристских карт этих достопримечательностей. Также И. Страднер впервые заострил проблему туристского районирования. Под туристским районом он понимает, например Альпы, Карпаты, Адриатическое побережье, Боденское озеро.
В начале XX в. еще один австрийский ученый К. Шпютц проанализировал экономический аспект туристской деятельности и подчеркнул большую роль туризма в различных преобразованиях в странах и регионах, принимающих туристов.
В 1921 г. в Берлине (Германия) создаётся Исследовательский институт туризма – первое из подобных научных учреждений в мире.
|
|
30-е гг. отмечены появлением работ известного польского учёного в области географии туризма С. Лещицкого. Он писал о комплексе «экономических, географических, статистических, культурных и социальных проблем, связанных с туризмом. Ученый напрямую связывал проблемы географии туризма с «...человеком, географической средой, хозяйственным использованием земной поверхности, а также с делами и культурой человека...». Подход С. Лещицкого – это качественно новый уровень в географии туризма. Эти исследования были сосредоточены в Кракове – центре ведущего туристского района довоенной Польши.
После второй мировой войны началось интенсивное развитие географии туризма.
В разных странах вводятся новые названия дисциплины. Во Франции «география отдыха» (geographie du loisir), в Италии «экономическая география туризма» (geografia economica de turismo), «география рекреации» или «рекреационная география» (recreational geography, geography of recreation). Термин пришел в Европу из Северной Америки.
Во второй половине ХХ в. туризм превратился в массовое явление современности, приобрел глобальные масштабы. Объектом исследований стали регионы с развитыми туристскими функциями – районы отдыха в горах и на побережье тёплых морей. Стало возможно говорить о «туристской революции» в мире, т.к. туризм привёл к процветанию многие страны.
В 1960-е гг. главные центры развития географии туризма – Франция (П. Деферт, Ж. Шабо) и США (Л. Митчел, К.С. Мак-Мерри).
Рождение отечественной школы рекреационной географии, подготовившей почву для возникновения в России географии туризма, относится ко второй половине 60-х гг. ХХ в., когда в СССР стремительно росли рекреационные потребности при нехватке средств их удовлетворения.
Ресурсно-географический подход быстро сменился социально-географическим и в 1975 г. выходит многолетний труд сотрудников Института географии Академии наук под руководством В.С. Преображенского под названием «Теоретические основы рекреационной географии». В ней впервые рекреационная география представлена не ветвью физической, а социальной географии. Она совершила переворот в отечественной географической науке – обратила внимание на человека – условия его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.
2.1. Концепция
территориальной рекреационной системы (ТРС)
Учение о рекреационной системе было разработано профессором МГУ В.С. Преображенским в 60-х гг. ХХ в. Ему принадлежит определение рекреационной системы как социальной географической системы, состоящей из взаимосвязанных элементов: группы отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Схема рекреационной системы В.С. Преображенского
Природный комплекс – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание природных объектов и явлений – выступает в качестве ресурсов и условий удовлетворения рекреационных потребностей.
Группа отдыхающих – занимает центральное место в системе, поскольку возникновение, функционирование и развитие рекреационных систем рассматривалось сквозь призму потребностей людей в восстановлении их здоровья и трудоспособности, воспроизводстве физических и психоэмоциональных сил.
Техническая система – обеспечивает обычную жизнедеятельность отдыхающих и обслуживающего персонала, и удовлетворяют специфические рекреационные потребности туристов.
Обслуживающий персонал – с помощью технических систем производит, собирает, сохраняет и доставляет отдыхающим комплекс услуг, удаляет и утилизирует отходы.
Орган управления – сопоставляет информацию о мере удовлетворения потребностей туристов с информацией о состоянии других подсистем и о наличии материальных и финансовых резервов, принимает хозяйственные решения.
|
|
Общие свойства ТРС:
1. Интеграция разнородных элементов, участвующих в рекреации. ТРС – это целостная система.
2. Антропоцентрический характер ТРС. Человек занял в ней главенствующее место.
3. Эффективность. Стремление к целевому состоянию. На входе в систему – рекреационные потребности, на выходе – эффективность отдыха и туризма как конечный результат.
4. Управляемость. ТРС – это реализация двух задач – планирования и регулирования.
Концепция ТРС разрабатывалась в условиях административно-командной системы с централизованным планированием народного хозяйства, отсюда недостатки модели ТРС:
1) уподобление рекреационной системы техническим;
2) ставка на управляемость всех процессов;
3) слабый учёт потребностей реального человека.
Тем не менее, эта концепция сыграла свою позитивную роль в становлении рекреационной географии в СССР и позволила продолжать исследования рекреации и туризма на современном этапе развития географической науки.