1. Дайте общую характеристику туристских условий и ресурсов Томской области по плану (см. задание 1 в главе 5).
2. К какому рекреационному району относится территория Томской области?
3. Какие виды туризма получили развитие в регионе? Назовите объекты туристского интереса в г. Томске и области.
4. Оцените перспективы развития туризма на данной территории.
Глава 7
Международный туризм
Международный туризм – одна из форм обмена услугами. Со второй половины 20 столетия туристская индустрия интенсивно развивается во всех регионах мира. Причинами являются: научно-техническая революция, которая позволила занятому человеку иметь больше свободного времени, глобальный феномен урбанизации, заставляющий жителей городов искать отдохновения в других районах и странах. Это развитие транспорта и инфраструктуры, связанной с ним, общее повышение качества и уровня жизни и доходов. Вообще, общий рост культуры, вызывающий развитие познавательных потребностей людей.
Международный туризм входит в число крупнейших экспортных отраслей мировой экономики. В её структуре туристские услуги занимают в настоящее время 4 позицию после экспорта топлива, продукции химической промышленности и автомобилестроения. Количество международных туристских прибытий в мире ежегодно увеличивается, и в 2006 г. ЮНВТО зарегистрировала более 800 млн. туристских прибытий. По прогнозам к 2020 г., при условии бурных темпов развития мирового туризма, ожидается рост числа туристских прибытий до 1,6 млрд поездок.
|
|
На туристскую специализацию стран и, следовательно, международный туризм, оказывает влияние следующая группа факторов.
Социально-экономические факторы играют главную роль. Здесь выделяют общий уровень развития страны, структуру её хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическую стабильность и др.
В постиндустриальных странах на туристские потоки оказывает воздействие возрастная структура населения. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах хорошо обеспечены и стремятся удовлетворить своеобразные познавательные интересы. Также быстро растет доля лиц пожилого возраста, старше 55 лет. Они относятся к так называемому третьему туристскому возрасту, привыкли путешествовать и не отказывают себе в этом удовольствии и после выхода на пенсию.
Рекреационно-ресурсный потенциал территории выражается в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов.
Инфраструктурный фактор определяется уровнями развития производственной и социальной инфраструктуры, а также средствами размещения и транспортировки туристов.
|
|
Географическое положение. Этот фактор выступает и в виде физико-географического положения, что определяет набор природно-рекреационных ресурсов и экономико-географического положения страны по отношению к главным туристским рынкам, а также транспортно-географического положения. Географическое положение влияет близостью к очагам международного напряжения, военных конфликтов.
Ведущие страны по прибытиям туристов 2005 г.
Страна | Число тур, прибытий | Место | ||
1999 | 2005 | 1999 | 2005 | |
Франция Испания США Китай Италия Великобритания Мексика Германия Турция Австрия | 73,0 46,8 48,5 27,0 36,5 25,4 19,0 17,1 9,6 17,5 | 76,0 55,5 49,4 46,8 36,5 30,0 21,9 21,5 20,3 20,0 | 1 3 2 5 4 6 8 9 18 12 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Источник: Tourism Highlights, 2006.
Ведущие страны мира по прибытиям туристов в 2020 г. (прогноз)
Страна | Прибытия туристов в млн человек | Доля в мировом туристском потоке, % |
Китай США Франция Испания Сянган (ОАР Китая) Италия Великобритания Мексика Россия Чехия | 137,1 102,4 93,5 71,0 59,3 52,9 52,8 48,9 47,1 44,1 | 8,6 6,4 5,8 4,4 3,7 3,3 3,3 3,1 2,9 2,7 |
Всего: | 708,8 | 44,2 |
Источник: Tourism: 2020 Vision, 1998.
Субъективные факторы определяются изменениями в психологии человека постиндустриального общества и касаются его отношения к своей личности, к другим людям и их социальным группам, к окружающей среде.
Индустрия туризма оказывает заметное влияние на экономику многих стран. В 83 % стран мира она является одной из пяти главных экспортных отраслей, а в 38 % стран – основными источниками иностранной валюты.
Сегодня особую остроту приобрел вопрос о классификации международного туризма по его целям. ЮНВТО выделяет 5 таких целей:
1. Досуг, рекреация и отдых.
2. Деловой и профессиональный туризм.
3. Лечебно-оздоровительный.
4. Посещение знакомых и родственников.
5. Паломничество и религиозный туризм.
В то же время по данным ЮНВТО, на мировом рынке туризма насчитывается свыше 100 групп потребителей со своими требованиями к туристскому продукту.
Туризм в XXI в. вступил в эпоху индивидуализации запросов потенциальных путешественников. Сегодня туристы не ограничиваются отдыхом на берегу теплого моря, но посещают атомные электростанции, покоряют Северный полюс, совершают полеты в космос.
Перспективы международного туризма связаны с социально-экономическим развитием Центра, Полупериферии и Периферии мирового туризма, страны которых связаны потоками туристов, капитала, рабочей силы и распространением технологий туристского обслуживания.
Глава 8
Туристско-рекреационные
макрорегионы мира
Для возможности анализировать состояние международного туризма принято членение мира на туристские макрорегионы. Они видоизменяются по наличию у них особых рекреационных признаков, географической однородности туристских районов.
Всемирная туристская организация (ЮНВТО) выделяет шесть крупных туристских макрорегионов мира.
1. Европейский.
2. Американский.
3. Азиатско-Тихоокеанский.
4. Ближневосточный.
5. Африканский.
6. Южноазиатский.
К Европейскому макрорегиону относятся страны Западной, Северной, Южной и Восточной Европы; страны бывшего СССР, страны Восточного Средиземноморья (Израиль, Турция и Кипр).
Американский макрорегион – это страны Северной, Центральной и Южной Америки и островные государства и территории Карибского бассейна.
Азиатско-Тихоокеанский макрорегион включает в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии.
Африканский макрорегион – сюда входят все страны Африки за исключением Египта и Ливии.
Ближневосточный макрорегион – страны Юго-Западной Азии включая Египет и Ливию.
|
|
Южно-азиатский макрорегион включает в себя все страны Южной Азии (Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Бутан и Мальдивская республика).
Студент может и самостоятельно расширять границы региона, за счёт иных источников информации, формируя, таким образом, туристские образы стран и расширяя собственные представления о такой сложной системе, как «страна», не сводя её к ограниченному набору достопримечательностей.
Глава 9
Европейский туристский макрорегион