Роль учителя. Позиция учителя (в условиях развивающей образовательной среды)

Вместо введения.

Проектирование урока можно сравнить с проектированием образовательной микросреды. Образовательная микросреда характеризуется наличием предметного, социального и психо-дидактического компонентов, в области пресечения которых с субъектом образовательного процесса образуется «зона развивающих возможностей» (В.А.Ясвин).

Выписать ключевые слова из текста (см. выше):

Проектирование урока, образовательная микросреда, предметные, социальные и психо-дидактические компоненты, субъект, образовательный процесс, «зона развивающих возможностей».

1.Особенности развивающей образовательной среды. Вклад в понимание смысла развивающей среды внесли Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, которые создали теорию развивающего обучения. Развитие этого понятия находим в исследованиях Ш.А.Амонашвили, А.Г. Асмолова, В.А.Ясвина. Обобщенно можно определить, что развивающая образовательная среда – это созданная учителями, учащимися, родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она объединяет в себе новое содержание образования, инновации в его организации, методах, новые технологии обучения.

Дать толкование понятиям (использовать ссылки):

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. (Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.)

Развивающая образовательная среда – это такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А.Ясвин, 2001, С.14)

 

 Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).(https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница)

 

Инновации - введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. (Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 5.)

 

Технологии - совокупность приёмов область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательногопроцесса ;(Слагаемые педагогической технологии, Беспалько В.П. 1989)

 

Роль учителя. Позиция учителя (в условиях развивающей образовательной среды)

Следует учитывать, что в современных условиях необходимо формирование у школьника не только глубоких знаний, умений и навыков, а, прежде всего, интеллектуальных способностей, творческого потенциала, обеспечивающих реализацию своих возможностей в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Означает ли это, что на уроке (ах) учащиеся знакомятся только с методами познания, со способами приобретения знаний при изучении школьных предметов (к примеру, русского языка)?

Выскажите свое мнение (согласитесь или опровергните следующее высказывание). По мнению В. Рубцова, необходим переход от школы мифотворчества - к школе ремесла, школе исследований и - к школе проектов.

Примечание: эти переходы осуществлять не от ступени к ступени, а в рамках каждой ступени обучения

Я полностью согласна я мнением В.Рубцова, т.к. переход от школы мифотворчества - к школе ремесла, школе исследований и - к школе проектов служит достижению одной из важнейших целей образования - научить мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Таким образом, создается среда, провоцирующая школьника на постановку вопросов и желание найти ответ на них.

3.Условия подготовки учителя к уроку (материал для размышления).

Рекомендации: 1.Учитывать особенности системно-деятельностного подхода (природные задатки превращаются в способности только в деятельности, но и создаются деятельностью + положительные эмоции).

2.Необходимость внутренней мотивации ученика. При «субъект-субъектных» отношениях учителя и учеников урок начинается с целеполагания (совместного в том числе) познавательной деятельности ученика.

3.Далее конструируются действия учителя и ученика, алгоритм коллективных действий и индивидуальной познавательной деятельности (достижения цели), рефлексия-оценивание собственных действий и приобретенных знаний.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: