Самостоятельная работа № 5

Тема: Разработка структуры учебно-исследовательской работы.

Цель: формирование умения разрабатывать структуру учебно-исследовательской работы.

Продолжительность: 4 часа.

Задание: составить план проведения исследования и разработать структуру научно-исследовательской работы.

Порядок выполнения работы:

1. Составить рабочий план исследовательской работы. Составляя план, исследователь определяет круг вопросов, на которые он должен ответить, чтобы достигнуть поставленной цели. По желанию можно разбить работу на главы (не более 3). Глава может быть разделена на параграфы (не более 3-4). Название глав и параграфов должно быть чётко сформулировано.

При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования; г) тема была исследована всесторонне.

План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, т.к. могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.
Структура исследовательской работы. Как выглядит готовая научная работа.

Титульный лист: название, автор, руководитель, учреждение (1 стр.) Содержание (Оглавление) (от 1 до 2 стр.)

Введение (от 1 до 2 стр.)    

Глава 1. Теоретическая часть (анализ (обзор) изученных источников) (от 5 до10 стр.)  

Глава 2. Материал и методы исследования (от 2 до 4 стр.)

Глава 3. Результаты и обсуждение (от 5 до 10 стр.) Выводы (Заключение) (от 1 до 2 стр.)

Список использованных источников.

Приложения (если есть необходимость).

Рассмотрим некоторые составляющие исследовательской работы подробнее.

Введение.

Вводная часть должна содержать обоснование выбора темы: ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, новые, современные подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться; противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте; личные мотивы или обстоятельства возникновения интереса к данной теме. Во введении должны быть сформулированы цели и задачи исследования, определен объект и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, а также содержать описание теоретической и практической значимости и новизны исследования. Во введении можно сделать краткий обзор использованных источников. Основные линии доказательства актуальности темы: Этой темой уже занимаются и достигнуты существенные успехи, но, тем не менее, она изучена недостаточно (пробелы, противоречия). Теоретическая значимость темы. Практическая значимость темы. Особая значимость темы для области, округа, образования, техникума. 

Текст исследования (разделенного на части, главы, параграфы по желанию автора) – основная часть.

В основной части должны быть отражены: суть проблемы или изложение объективных сведений по теме работы; критический обзор источников; собственные сведения, версии, оценки.

Глава 1 Обзор источников 

Обзор (анализ) источников – краткое описание состояния выбранной проблемы, где автор приводит и систематизирует основные знания, полученные в его области. Обзор источников подтверждает квалификацию автора – что он действительно знает то, с чем работает. Это является некой гарантией достоверности и корректности полученных им научных результатов. Обзор литературы представляет собой критический анализ имеющихся в отечественной и зарубежной литературе данных по теме исследования. В обзоре излагают, анализируют, сопоставляют данные, суждения, взгляды различных авторов по конкретным вопросам темы; характеризуют общее состояние изученности темы и ее отдельных вопросов. Представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники. Ссылки на использованную литературу нужно приводить с указанием номера источника из приведенного в конце работы списка литературы. Номер источника заключается в квадратные скобки.

Глава 2 Материал и методы исследования требования к методике и основные элементы методики 

Методика – это описание того как выполнялась работа. Некорректно выбранная методика полностью обесценивает полученные данные. Методика – это последовательность действий и условий, которые используются для получения научных данных. Требования к методике: – должна быть адекватна поставленной цели и задачам; – должна обеспечивать получение объективных данных, т.е. исключать субъективный фактор); – должна быть строго формализована (регламентирована). Методики: (способы) измерения параметров объекта (не на глазок); процедура (последовательность действий); условия (температура, время, место, освещение и др.); материалы и технические средства. Методика и выбранные способы обработки данных должны быть описаны подробно: какими способами велись наблюдении, сколько их было проведено, какие проводились наблюдения, какие использовались способы обработки первичных данных. По корректности представленных методов проведения работы видно насколько их освоил автор.

Методика, используемая в научной работе, может быть стандартной (заимствованной из литературы) или оригинальной (разработана автором). В первом случае будет целесообразно, а во втором случае - абсолютно необходимо методику верифицировать, т.е. убедиться в том, что она позволяет проводить количественное измерение. Желательно установить точность методики.

Методика – инструмент получения научных данных. Исследователь применяет метод для того, чтобы получить данные, которые помогут ответить на вопрос, заданный в цели исследования. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены. Сведение всех полученных данных в таблицы или их представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Однако сами по себе таблицы, диаграммы и графики – только материал для описаний и размышлений, которые должны быть основным содержанием работы. Необходимо провести обсуждение и сравнение полученных данных. 

Глава 3. Результаты и обсуждение.

Результаты научной работы (научные данные) излагают в главе «Результаты и обсуждение». Эту главу целесообразно разделить на несколько разделов (обычно число разделов соответствует количеству поставленных задач). Каждый раздел имеет собственное название. В текстовой части раздела представляют и поясняют данные.

Г) Заключение.

Заключение обычно включает основные выводы; результаты и значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой. Выводы должны вытекать из цели и задач исследования, которые были определены во введении. Необходимо определить удалось или нет достигнуть поставленной цели. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

Глава «ВЫВОДЫ» (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) В главе «ВЫВОДЫ» (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. Выводы должны быть четкими, убедительными и логичными. При обсуждении проводят сравнение собственных данных с данными других авторов, выясняют их сходства и различия, анализируют причины различий и противоречий. Сопоставляя собственные данные с литературными сведениями, автор высказывает и аргументирует определенные предположения и умозаключения. Формулировка выводов Выводы представляют собой; краткий итог работы и должны четко отражать смысл и сущность выполненного автором исследования и полученные в результате этого исследования новые знания. Выводы формулируют четко, кратко, лаконично. Они должны быть понятны без чтения основного текста работы. Вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе данных, а должен представлять собой обобщение. Вывод должен основывать на собственных экспериментальных данных и полностью подтверждаться ими. Вывод не может включать данные, почерпнутые из литературы. В выводах недопустимы повторения, описание общеизвестных положений, написание ничего не значащих общих фраз, ссылки на других авторов, полемика. Выводов работы не должно быть слишком мало (один, два) или слишком много (от 10 до 20), т.к. в этом случае они не выполняют своего назначения – подведение итогов работы в сжатой форме

Список использованных источников.

Списки должны содержать все источники и книги, которыми вы пользовались при исследовании в алфавитном порядке, с указанием выходных данных.

Приложения.

Приложения должны тщательно отбираться и иллюстрировать наиболее яркие моменты работы. В приложения рекомендуется включать копии фотографий, документов, различные таблицы, графики, схемы, рисунки, но эти приложения должны быть связаны с текстом исследования. Обязательны ссылки на приложения в тексте исследования.

Фразы-шаблоны для исследовательской работы:

ВВЕДЕНИЕ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: