Уже на первых уроках наряду с игрой упражнений педагог просит ученика пропеть несколько знакомых ему мелодий, предлагая подобрать одну из них. Подбирает ученик методом «проб и ошибок». Важно не торопить ученика, а если надо, помочь ему преодолеть возникающие трудности. Если в классе есть фортепиано, сначала лучше подбирать на нём, это облегчит последующий подбор на баяне. Иногда ученик не может спеть ни одной мелодии и, тем не менее, подбирает их неплохо. Это означает, что слышит он хорошо. Наш опыт показывает, что у большинства шести-семилетних детей ещё недостаточно развит слух, и подбор на инструменте даже с активной помощью педагога представляет для них очень сложную задачу. В таких случаях вначале нужно научить ребёнка петь отдельные ноты, затем небольшие попевки, после чего можно разучить несколько простых детских или народных мелодий. Как только ученик научится чисто интонировать голосом (для этого, как правило, достаточно нескольких занятий), можно вернуться к подбору мелодий на инструменте.
В том случае, когда ученик всё же не может отыскать нужные звуки на инструменте, рекомендуется применить способ, при котором педагог показывает простенькую мелодию «с пальцев». Здесь, как и при игре упражнений, путь к уточнению слуховых представлений лежит через запоминание «клавиатурного рисунка». С этой целью может быть предложена мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Ученик может быстро запомнить её рисунок, если объяснить ему, что он состоит из двух треугольников, например, в ля-миноре - большого (до, си, ля) и маленького (соль, фа диез, ми). Можно нарисовать соответствующие клавиши на бумаге, с тем чтобы ученик в нужной последовательности объединил их линиями с помощью карандаша. Тот же путь, что карандаш на бумаге, второй палец проходит от клавиши к клавише на клавиатуре баяна.
Параллельно с этим песенка пропевается, чтобы связать движения пальцев со слуховыми представлениями. Как только ученик запомнит мелодию и сможет её чисто проинтонировать голосом, следует приступать к транспонированию в другие тональности, то есть к игре мелодии от других клавиш. И обязательно с других вертикальных рядов баяна. Специфика транспонирования на баяне заключается в том, что изменение тональностей внутри одного ряда позволяет сохранять неизменным «клавиатурный рисунок», а, следовательно, делает возможным транспонирование без опоры на слух. При транспонировании с разных рядов такая возможность будет исключена.
В донотном периоде ученик проходит примерно 12-15 простеньких пьес; все они подбираются по слуху и транспонируются.
По мере продвижения вперёд ученик начинает подбирать гармонический аккомпанемент к мелодиям (на уровне тоники, субдоминанты и доминанты) и варьировать их. Одновременно усложняется и транспонирование.
Подбор по слуху и транспонирование по возможности в равной степени применяются на обеих клавиатурах. Партии правой и левой рук можно менять местами. Если вспомнить, что и упражнения игрались параллельно на двух клавиатурах, то становится понятным отсутствие у ученика комплекса боязни выборной клавиатуры и результативная игра на ней.
Переходить к нотному периоду обучения целесообразно после того, как ученик достаточно свободно научится подбирать и транспонировать. Очень важно при игре по нотам не растерять приобретённые в донотном периоде навыки слухо-двигательной взаимосвязи. Поэтому необходимо использовать различные способы активизации работы слуха, такие как транспонирование мелодий, пропевание с названием нот, игра с разных мест, игра каждой рукой отдельно и т.д. В дальнейшем можно транспонировать только пьесы с элементами полифонии, либо полифонические.
В заключение особо подчеркнём, что необходимость параллельного применения двух методов освоения баянной клавиатуры вызвана её конструктивными особенностями, а также тем, что оба пути прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Целостное видение клавиатуры, то есть понимание основных закономерностей её «топографии», освоенные на этой основе «формулы-рисунки», скреплённые соответствующими слуховыми представлениями - всё это будет способствовать успешному подбору по слуху и транспонированию. В свою очередь, подбор по слуху и транспонирование активизируют работу слуха, повышая его роль при игре упражнений.
При умелом применении обоих способов освоения клавиатуры, ученик даже средних способностей через три-четыре недели играет двумя руками, через месяц-полтора аккомпанирует аккордами, играет по нескольку вариаций на темы выученных им народных песен, транспонирует их в разные тональности. Параллельно им осваивается комплекс упражнений, способствующих развитию навыков ориентирования на клавиатурах и других самых разнообразных технических навыков.
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КЛАВИАТУР БАЯНА (В.Ушенин)