Прежде чем приступить к разработке смены, рекомендуем проанализироватьстандартную программу лагеря и по возможности вычленитьтеоретические, практические, творческие занятия (мероприятий), которые возможно провести в дистанционном формате. В случае невозможности перевести программу на дистанционный формат - разработка новой программы с использованием дистанционных технологий.
- Поиск и выбор центрального ресурса программы или разработка нового, для реализации программы (размещения анонсов программы, режимных моментов, проведения конкурсов и т.п.)
- Формирование наполняемости программыдистанционных форм занятости. Для структурирования и логичности программы рекомендуем программу изложить в плане-сетке, обозначив основные мероприятия на каждый день.
Период | Задачи | Содержательные этапы | Формы работы | ||
Подготовительный период | - Методическое наполнение программы; - Подготовка педагогов и иных работников к реализации программы. | 1. Организационный этап. 2. Подготовка педагогического состава к реализации программы. | - Составление необходимой документации; - Подготовка педагогического состава; - Подготовка методических материалов для реализации программы. | ||
Организационный период | - Выявление интересов и потребностей детей и подростков; - Мотивация обучающихся на включение в различные виды деятельности. | 3. Коммуникативный этап. Знакомство участников друг с другом, выявление интересов и способностей. | - Встреча детей в онлайн-пространстве; - Приветственное мотивирующее выступление педагогов. | ||
Основной период
| - Развитие познавательной активности и приобретения новых знаний у обучающихся; - Поддержка мотивации детей и подростков к - Поддержание и развитие образовательной активности. | 4. Информационно-обучающий этап. Реализация основной идеи программы предполагает получение новых знаний, развитие интеллектуальных способностей. | - Ключевые мероприятия программы (работа над кейсами); - Знакомство с рекомендованным вспомогательным обучающим материалом; формирование идеи собственного исследования на основе сформулированной в кейсе задаче; оформление результатов исследовательской работы в формате конкурсной заявки; - Конкурсы по каждому кейсовому направлению
| ||
5. Коммуникативно-деятельностный этап. Предполагает закрепление и реализацию полученных знаний и навыков. | |||||
Итоговый период | - Подведение итогов, отслеживание результативности программы; - закрепление знаний, умений и навыков приобретённых обучающимися в течение смены. | 6. Демонстративно-аналитический этап. Демонстрация полученных знаний, умений, навыков и компетенций участниками программы. | - Защита проектов; - Подведение итогов лагерной смены. | ||
Аналитический период | - Составление отчетов о реализации программы; - Анализ полученных результатов; - Обработка отзывов в социальных сетях о программе | 7. Аналитический этап. Подведение итогов реализации программы. Выработка перспектив деятельности. | - Анализ отчетов педагогического состава по реализации программы; - Составление итоговых отчетов. | ||
Период последействия | Успешная интеграция участников смены в образовательный процесс в рамках постпрограммного сопровождения обучающихся | 8. Этап последействия. Активное участие в различных мероприятиях естественнонаучного профиля, мотивированное желание участвовать в дальнейшей исследовательской и проектной деятельности. | Предоставление участникам программы информации о мероприятиях естественнонаучной направленности; участие в мероприятиях. |
|
|
Для разработки и реализации программы можно подключить заинтересованных старшеклассников (активистов) в качестве методистов, технических специалистов, тьюторов для более младших школьников.
С учетом вышеуказанных рекомендаций разработаны кейс-решения по организации профильных смен (лагерей) по направленностям системы дополнительного образования в целях обеспечения занятости обучающихся и организации их свободного времени в дистанционном формате с использованием ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования в летний период (рекомендации министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»).
Предлагаемые программы проведения он-лайн смен возможно реализовывать как дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие образовательные программы так и представить как программу проведения лагеря.
В настоящее время разработано 11 кейс-решений по 5 направленностям дополнительного образования: естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
Предлагаемые программы могут быть взяты за основу при проведении профильных смен (лагерей), составлении (корректировке) дополнительной общеразвивающей программы он-лайн лагеря в летний период. Кроме того, возможно доработать данные программы с учетом опыта работы образовательных организаций в той и иной направленности.
Программа имеет структуру, которая включает следующие компоненты:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- учебный план;
- тематическое содержание;
- список рекомендуемых интернет ресурсов, литературы для педагогов и обучающихся.
Пояснительная записка включает в себя общую характеристику программы, цели, задачи, актуальность, адресата с указанием возраста детей, объем программы, формы обучения, виды и методы контроля, планируемые результаты.
Учебно-тематический планраскрывает технологию программы, содержит перечень разделов и тем программы, количество теоретических, практических мероприятий, предложены электронные ресурсы для использования. Оформлено в форме таблицы.
Содержание программы раскрывает разделы и темы, заявленные в учебно-тематическом плане, с указанием методики и технологии реализации заявленного содержания.
Список рекомендуемых интернет-ресурсов и литературысоставлен для разных участников образовательного и воспитательного процесса – педагогов, обучающихся.
Организациями дополнительного образования в муниципальных образованиях Воронежской области активно ведется работа по обеспечению занятости детей и организации их свободного времени в дистанционном формате. В методические рекомендации включен опыт работы организаций дополнительного образования Новохоперского, Семилукского муниципальных районов, Борисоглебского городского округа.
|
|