Как записывать лекцию?

Записывать лекцию слово в слово, с начала и до конца удается редко, да и не нужно. Лекция – это размышление ученого вслух. Внимательно слушая, вы приобщаетесь к этой мысли. Поэтому основу записи составляет лишь результат осмысливания материала лекции, а именно: постановочные вопросы (предпосылки), приемы, на которых строится доказательство (обоснование) основной идеи, выводы и допускаемые исключения.

Конспектирование лекции требует определенного опыта, поэтому не огорчайтесь, если эта форма работы в первое время будет не совсем удачной.

Конспектирование приносит максимальную пользу в случае, если вы записываете содержание лекции своими словами, в наиболее кратком виде, стремясь передать только основной смысл услышанного, при этом условии вы успеете вести запись и одновременно осмысливать записанное.

Встречаются студенты, которые предполагают, что при наличии учебника, учебных пособий нет необходимости вести конспект. Такие студенты допускают ошибку, так как не используют мощное средство, позволяющее активизировать свою мысль, полнее и глубже усвоить содержание излагаемого материала уже в аудитории. Иные впадают в другую крайность, считая, что конспекты лекций заменяют учебник. Исходя из этого, они стремятся к дословной записи лекции и у них не остается времени для усвоения ее содержания. Дословная, даже стенографическая, запись не может заменить учебник. Конспект является лишь планом для обязательной дополнительной работы с учебником, пособиями, монографиями, научными статьями.

Для записи наиболее важного в содержании лекции лектор, как правило, выделяет эти места (замедленный темп, повторение, а иногда непосредственная рекомендация записать).

Если лектор почему-либо не применяет приемов выделения главного или делает это не всегда, внимательно слушающий студент сам выбирает основное и записывает его в логической последовательности.

Неправильно поступают и те студенты, которые записывают только выводы, опуская аргументацию, т.е. предпосылки, допущения и факты, примеры, схемы, таблицы, рисунки, которыми лектор обосновывает окончательные выводы. Без этого обосновывающего и поясняющего материала запись через определенное время будет непонятной. Порой бывает достаточно яркого примера, чтобы вспомнить содержание лекции.

Для успешного конспектирования лекции следует овладеть некоторыми приемами и соблюдать ряд правил:

- запись лекций по каждому предмету вести в отдельной тетради;

- конспект пишется сразу набело, переписывание конспекта - малополезное занятие;

- писать необходимо аккуратно, четко, быстро;

- рисунки, схемы, графики выполнять цветной пастой;

- обязательно записывать рекомендованную преподавателем дополнительную литературу;

- необходимо использовать сокращения слов и условные знаки.

Например:

> - больше; < - меньше; т.к.з. – точки короткого замыкания; ≈ - примерно; т.о. (таким образом); ср. (сравни); т.зр. (точка зрения); м.б. (может быть); д.с.п. (до сих пор).

При повторениях: Л. (Ленинград), ПС (производительные силы); ПО (производственные отношения); р-ция (реакция); р-р (раствор); с-во (свойство).

Каждый студент может выработать индивидуальную систему сокращений, применительно к изучаемой дисциплине. Этот навык очень поможет и при конспектировании книг, подготовке докладов, записи результатов исследования.

 


50. Как работать с лекцией в дальнейшем?

Прочность знаний требует их систематического закрепления. Знания, которые вы получаете (навык, умение), - это ряды условных рефлексов, это нервные связи, появляющиеся в коре больших полушарий в процессе обучения. Прочность знаний предполагает устойчивость образовавшихся условных рефлексов. Эксперименты великого физиолога И.П. Павлова показали, что самый высокий процент забывания падает на время, ближайшее к первичному восприятию. Следовательно, во избежание быстрого забывания необходимо повторять пройденный материал сразу же после занятий.

Необходимо перечитать лекцию, дополнить пропущенное, сравнить материал лекции с учебником, последними научными статьями на эту тему. Только в этом случае работу над лекцией можно считать оконченной.

Предложенные вам рекомендации полезны по всем изучаемым дисциплинам. Настойчиво советуем строго их соблюдать, т.к. в них изложен минимум требований, необходимых для усвоения материала, излагаемого на лекции ведущего вида учебных занятий.

 




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЕЕ КОНТРОЛЬ

 

«Надо твердо помнить, что готовых взглядов и убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо отработать процессом собственного мышления, которое должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове».

Д.И. Писарев

 

Накопленный опыт вузовской подготовки специалистов подсказывает, что лекции, семинарские, лабораторные и другие виды основных учебных занятий не могут обеспечить глубокого и прочного усвоения знаний без хорошо организованной, планомерной и систематической самостоятельной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: