Как правильно работать с первоисточниками?

Начинать работу над первоисточником нужно с предварительного общего ознакомления с книгой, к изучению которой приступаешь. Прежде чем приступить к изучению того или иного произведения, важного документа, надо внимательно и вдумчиво прочитать, что сказано об изучаемой работе в учебной литературе или в посвященной ей лекции. Это значительно облегчит самостоятельную работу над источником. Затем следует обратить внимание на полное название книги, подзаголовок, эпиграф и т.д. После этого необходимо ознакомиться с оглавлением книги, выяснить, из каких глав, частей и разделов она состоит. Оглавление дает представление о плане книги. Если в книге имеется предисловие или введение, то его следует прочитать в первую очередь, ибо в нем обычно дается характеристика книги в целом, указывается цель ее написания, освещается историческая обстановка, указываются источники литературы и т.д. Иногда в предисловии указываются некоторые особенности книги, которые надо знать, чтобы правильно понять ее содержание. Очень полезно предварительно ознакомиться и с заключением, в котором излагаются основные выводы. Следует также посмотреть, что собой представляет научный аппарат книги: ссылки на источники, примечания, приложения и т.д.

Следующий самый важный этап работы над книгой – внимательное ее чтение с начала и до конца. А если книга большая, с несколькими основными разделами и частями, то надо читать ее по отдельным разделам и частям.

Как надо читать? Нужно читать без торопливости, тщательно обдумывая содержание.

Весьма полезно выделить основные мысли и выводы подчеркиванием на полях (если книга собственная). Наряду с выделением основных мыслей автора можно составить для себя на полях книги своего рода план, в котором прослеживается последовательность, логическая связь основных положений. Такого рода заметки помогают при выступлении на семинарском занятии или коолквиуме.

Понимание содержания книги часто затрудняется встречающимися в ней непонятными иностранными словами и терминами, незнакомыми именами. Поэтому необходимо при чтении пользоваться справочниками, словарями иностранных слов, политическим словарем, энциклопедией и т.д. При отсутствии дома справочников надо выписать непонятное и при посещении библиотеки найти разъяснение в соответствующей литературе. Если сами не нашли ответа, нужно обратиться к преподавателю.

Общий смысл всего сказанного заключается в том, что нужно читать сосредоточенно, вдумчиво, активно, с карандашом в руке, обстоятельно обдумывая прочитанное, связывая новые мысли с уже изученным и усвоенным.

После прочтения нужно поставить перед собой ряд вопросов: какие же основные положения содержатся в изучаемом произведении или партийном документе, какое они имеют отношение к изучаемой теме, как они связаны с ранее изученным материалом, на какие вопросы программы отвечают, и попытаться связать основные выводы из прочитанного с актуальными вопросами современности.

Завершающим этапом самостоятельной работы над книгой является запись прочитанного, основную форму которой представляет конспектирование, т.е. сжатое письменное изложение основного содержания.

Конспект – это развернутая форма записи, включающая в себя все другие формы (план, тезисы, выписки). Конспект кратко передает все содержание книги. В нем содержится не только план и главные положения (тезисы), но и приводятся доказательства, факты, цифры, схемы, цитаты, собственные выводы и т.д. Конспект бывает систематический (текстуальный), свободный и тематический.

Самое главное в конспектировании – зафиксировать в краткой тезисной форме основные положения изучаемого произведения или документа и дать систематизированное, краткое обоснование каждого положения; выявить внутреннюю связь между ними. Каждый тезис – это краткий обобщающий самостоятельный вывод из материала книги, главы раздела статьи; он передает содержание книги очень кратко. Однако и тезисы, даже развернутые, ввиду их лаконичности не позволяют делать ссылки на факты.

При работе с книгой нужно уметь быстро найти такие места, фразы, в которых сжато освещается разбираемый вопрос. Эти фразы нужно выписать и подумать над их сутью и содержанием. Одной из форм выписок является цитата, т.е. дословно выписанная часть текста без всяких изменений. Они используются для подтверждения своих мыслей и для опровержения идей оппонента.

Очень полезно сочетать составление конспекта того или иного произведения с составлением его плана. Для этого нужно в тетради оставлять поля (1/4 части страницы), на которых обозначить основные вопросы работы (ее план) и против каждого вопроса давать в тетради его краткое освещение.

Конспектирование рекомендуется вести в общей тетради.

Прежде чем изложить содержание книги, необходимо написать в конспекте фамилию и инициалы автора, полное название произведения, кем и когда издано. Наименование глав следует заносить в конспект так, как они даны без всяких сокращений.

Рекомендуется подчеркивать цветными чернилами заголовки, даты, выводы, выделять цитаты.

Изучая таким образом учебную литературу и научные труды, вы добьетесь наиболее глубокого их понимания и прочного усвоения изучаемой дисциплины. Некоторые считают, что такой порядок изучения требует слишком большой затраты времени. Но это ошибка. Наоборот, таким путем достигается экономия времени и лучшее его использование, обеспечивающее и лучшие результаты.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: