Задание. Рассмотрите этапы работы над сценарием

Тема №4. Технология организации массовых праздников, как социально-педагогическое явление в искусстве.

Вопросы для контроля и самопроверки

Вопрос. Что входит в понятие «искусство массового праздника?

Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство социально-педагогических идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующее в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.

Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство необычайно массовое, обладающее огромным зарядом социальной действительности, предполагающее активный контакт со зрителями, ищущее эффективные пути проникновения в их сознание.

Вопрос. Почему массовый праздник должен обладать художественно-эстетическими ценностями?

  Необходимо помнить, что театральный режиссер может вернуться к спектаклю после премьеры, а массовый праздник проходит только раз и при этом должен оставить глубокое эмоциональной впечатление у зрителя. Содержание праздника чаще всего обращено к эмоциональной сфере восприятия человека. Сутью режиссуры массового праздника является малый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусства, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему. При раскрытии темы важно учитывать синтезирующие виды искусства как комплекс эмоциональных выразительных средств в драматургии праздника.

Вопрос. Какие средства эмоционального воздействия включает в себя драматургия массового праздника?

Драматургия массового праздника включает в себя средства эмоционального воздействия такое как – живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудитории. Распространенным видом использования живого слова в массовом представлении является речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию. Важно, чтобы ведущий был полноправным действующим лицом представления, его театрализованным персонажем.

Документальное, публистическое слово, художественное используется как выразительное средство в таких жанрах, как проза, драматургия, поэзия.

Выразительным средством «живое слово» выступает в различных видах искусств (инсценировки, фрагменты из спектаклей и кинофильмов, песен, музыки, отдельных художественных номеров). Эти виды искусства воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их движении и развитии.

Музыка является синтезируемым видом искусства в драматургии праздника Она строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежащих разным композиторам. Очень часто удачно вмонтированная песня может быть внутренней пружиной, стержнем эпизода В массовом действии музыка и песня создают атмосферу эмоционального восприятия праздника, их синтез может перерасти в огромную акцию, втягивающую в праздничное действо десятки тысяч людей. Особенно в традиционных праздниках песни.

Художественное и документальное кино активно используется в драматургии праздника и особенно в прологе. Оно помогает как бы перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовит к последующей встрече с героями этих событий. Киноматериал позволяет усилить в нужном сценаристу и режиссеру направлении звучание того или иного эпизода, укрепить его до массового действа.

 Особым видом проекции для работы сценариста могут быть диапозитивы. Диапозитив позволяет плавно перевести действие в новую плоскость, вытеснить одно изображение другим, показать орнамент, пейзаж, живопись, портрет. Диапозитив может быть использован как своеобразный стоп-кадр, позволяющий на мгновение остановить действие, акцентрировать необходимый момент, выхватить ту или иную деталь, лицо героя. Диапозитив дает возможность широко вводить в ткань представления документальный изобразительный материал, особенно библиографический.

Изобразительные средства играют особую роль в создании художественной среды праздника. Конкретная площадка действия может подсказать художнику-постановщику интересный декоративно-художественный образ праздника. Художественное решение площадки зависит от сценарно-режиссерского замысла, являющегося заданием художнику.

Технические средства в драматургии праздника

• Работа режиссера и сценариста в жанре массового праздника предполагает умение пользоваться партитурой света и звука. Он может дать на экран любую по размерам и форме проекцию.

• Звукозаписи позволяют режиссеру и сценаристу вызвать в памяти любое историческое событие, «перенести» участников действия в разные уголки России, прослушать выступления деятелей науки и культуры и т.д.

• Синтез света и звука вызвал к жизни новую форму массового действия –светозвукоспектакль.

Художественно-педагогический процесс работы над сценарием.

Создание сценария трудный, многоэтапный процесс, включающий различные аспекты творческой деятельности сценариста, направленной на решение обраховательно-воспитательных и художественно-эстетических задач.

Задание. Рассмотрите этапы работы над сценарием

Первый этап: содержание - выбор и анализ темы; цель анализа- формулирование проблемы; объект анализа – соответствие темы социальным аспектам времени и воспитательно-образовательным задачам: позиция (ракурс) – социологическая, социально-педагогическая и психологическая.

Второй этап: содержание - анализ проблемы;цель анализа –определение сверхзадачи;объект анализа - направленность проблемы с учетом времени, среды социума, возраста;позиция (ракурс) – социальная и психолого-педагогическая.

Третий этап: содержание - разработка сценических заданий блоков;цель анализа – нахождение сценических заданий блокам;объект анализа – синтез использования фактов социума и искусства;позиция (ракурс)- сверхзадача сценария.

Четвертый этап:  содержание – разработка замысла сценария в целом;цель анализа – нахождение формы (жанра) сценария, сценарно-режиссерского хода;объект анализа – синтез социальных фактов с разными средствами искусства;позиция (ракурс) – совокупность сценических заданий с учетом воспитательно-образовательных задач..

Пятый этап: содержание – разработка сюжета сценария в целом;цель анализа – сюжет сценария;объект анализа – реализации социально-педагогических фактов в сюжете сценария согласно замыслу автора;   позиция (ракурс) –социальный, художественный и психолого-педагогический замысел сценария.

Шестой этап: содержание – отбор художественно-педагогических и псиъхологических средств; цель анализа – определение границ художественного материала на основе синтеза искусств для реализации воспитательно-образовательных задач; объект анализа – восприятие средств искусства для реализации воспитательно-образовательных задач определенной группы участников; позиция (ракурс) – синтез искусств в целостном сюжете сценария.

Седьмой этап: содержание – монтаж целостного сценарного плана и сюжета на основе социальных, художественных и психолого-педагогических задач; цель анализа - использования синтеза всех этапов в целостном процессе раскрытия сюжета сценария; объект анализа – соответствие сюжет поставленным автором сценария задач для реализации темы и проблемы в синтезе искусств и социально-педагогических фактов; позиция (ракурс) – сверхзадача в решении сценария на основе воспитательно-образовательных установок и психолого-педагогических условий его реализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: