Запомните: знак VI ступени не выставляется при ключе, а пишется как случайный знак альтерации – перед звуком.
В музыке гармонический минор используется довольно часто, но редко можно найти произведения, целиком выдержанные в этом ладу. Обычно гармонический мажор чередуется с натуральным, точнее – вводится для контраста.
Сравним гармонические виды одноимённых тональностей:
Как видим, гармонические мажор и минор отличаются III ступенью, все остальные ступени звучат у них одинаково.
В гармоническом мажоре благодаря понижению VI ступени образуются те же характерные интервалы, что и в гармоническом миноре. Это увеличенная секунда и уменьшённая септима:
В гармоническом мажоре, как и в гармоническом миноре, можно построить четыре тритона, которые разрешаются следующим образом:
Благодаря понижению VI ступени в гармоническом мажоре по сравнению с натуральным изменяются некоторые аккорды. Так, например, субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску. На II ступени образуется уменьшённое трезвучие, а на VII ступени – уменьшённый вводный септаккорд.
|
|
1. Прочти с листа мелодии в гармоническом мажоре:
а)
б)
в)
г)
2. Спой после тональной настройки в тональностях B-dur и E-dur ув.2, ум.7 и четыре тритона, правильно разреши их. Сыграй на фортепиано. Запиши в тетрадь.
ВНИМАНИЕ: все построения подписывай!
3. Спой после тональной настройки в тональностях G-dur и As-dur субдоминантовое трезвучие с обращениями, Ум. 53 на II ступени, VII7, ОБЯЗАТЕЛЬНО РАЗРЕШАЙ ВСЕ АККОРДЫ. Поиграй это упражнение на фортепиано. Запиши в тетрадь.
4. Определи и подпиши аккорды. Умей играть два голоса, а петь третий (по очереди – нижний, верхний или средний). Играй и пой еще в двух тональностях (на выбор, но не меньше трёх знаков при ключе; главное при выборе тональности – чтобы было удобно петь):
Выполни письменные задания. Во всех тональностях играй и пой тритоны с разрешением.
1. Подпиши все интервалы и ступени, на которых они строятся:
2. Допиши верхний звук указанных интервалов. Подпиши ступени:
3. Допиши нижний звук указанных интервалов:
4. Напиши разрешение тритонов:
5. Напиши тритоны:
6. Напиши тритоны с разрешением. Подпиши все интервалы и ступени:
2. Играй и пой пары тритонов, используя указанный бас для гармонической поддержки:
Например:
3. Иногда тритоны (особенно ум.5) встречаются в мелодиях при переходе из одной тональности в другую. В примерах найди, выдели и подпиши ум.5. Определи и подпиши тональности, которым принадлежат эти тритоны. Пой со словами и с названием нот, дирижируй, тактируй. Любую из мелодий выучи наизусть:
|
|
Друж-ба креп-ка – я не сло – ма – ет – ся, не рас – кле-ит – ся от дож-дей и вьюг.
Друг в бе-де не бро-сит, лиш-не-го не спро-сит, – вот что зна-чит на-сто – я – щий, вер-ный друг!
Запиши диктант:
- напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
- определи и запиши размер
- разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
- сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
- проанализируй принципы организации мелодии:
направление движения (вверх или вниз),
есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),
движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,
наличие секвенций
- проанализируй особенности ритма
- обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?
Диктант перепиши без ошибок (если нужно), транспонируй в 2-3 тональности (запиши, конечно). Выучи наизусть, пой с дирижированием.