В гармоническом виде мажора понижается VI ступень

Запомните: знак VI  ступени не выставляется при ключе, а пишется как случайный знак альтерации – перед звуком.

В музыке гармонический минор используется довольно часто, но редко можно найти произведения, целиком выдержанные в этом ладу. Обычно гармонический мажор чередуется с натуральным, точнее – вводится для контраста.

Сравним гармонические виды одноимённых тональностей:

 


Как видим, гармонические мажор и минор отличаются III ступенью, все остальные ступени звучат у них одинаково.

В гармоническом мажоре благодаря понижению VI ступени образуются те же характерные интервалы, что и в гармоническом миноре. Это увеличенная секунда и уменьшённая септима:

 

В гармоническом мажоре, как и в гармоническом миноре, можно построить четыре тритона, которые разрешаются следующим образом:

 

Благодаря понижению VI ступени в гармоническом мажоре по сравнению с натуральным изменяются некоторые аккорды. Так, например, субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску. На II ступени образуется уменьшённое трезвучие, а на VII ступени – уменьшённый вводный септаккорд.

 

 

 

1. Прочти с листа мелодии в гармоническом мажоре:

а)

б)

в)

г)

 

2. Спой после тональной настройки в тональностях B-dur и E-dur ув.2, ум.7 и четыре тритона, правильно разреши их. Сыграй на фортепиано. Запиши в тетрадь.

ВНИМАНИЕ: все построения подписывай!

 

 

 

 

 

3. Спой после тональной настройки в тональностях G-dur и As-dur субдоминантовое трезвучие с обращениями, Ум. 53 на II ступени, VII7, ОБЯЗАТЕЛЬНО РАЗРЕШАЙ ВСЕ АККОРДЫ. Поиграй это упражнение на фортепиано. Запиши в тетрадь.

 

 

 

 

4. Определи и подпиши аккорды. Умей играть два голоса, а петь третий (по очереди – нижний, верхний или средний). Играй и пой еще в двух тональностях (на выбор, но не меньше трёх знаков при ключе; главное при выборе тональности – чтобы было удобно петь):

 

 

 

 

 

 


Выполни письменные задания. Во всех тональностях играй и пой тритоны с разрешением.

1. Подпиши все интервалы и ступени, на которых они строятся:

 

2. Допиши верхний звук указанных интервалов. Подпиши ступени:

 

 

3. Допиши нижний звук указанных интервалов:

 

4. Напиши разрешение тритонов:

5. Напиши тритоны:

 

 

6. Напиши тритоны с разрешением. Подпиши все интервалы и ступени:

 

 

 

2. Играй и пой пары тритонов, используя указанный бас для гармонической поддержки:

 

 


Например:

   
 

 

 


3. Иногда тритоны (особенно ум.5) встречаются в мелодиях при переходе из одной тональности в другую. В примерах найди, выдели и подпиши ум.5. Определи и подпиши тональности, которым принадлежат эти тритоны. Пой со словами и с названием нот, дирижируй, тактируй. Любую из мелодий выучи наизусть:

 

       Друж-ба креп-ка – я    не сло – ма – ет – ся,   не рас – кле-ит – ся   от дож-дей и вьюг.

Друг в бе-де не бро-сит, лиш-не-го не спро-сит, – вот что зна-чит на-сто – я – щий, вер-ный друг!

Запиши диктант:

  • напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
  • определи и запиши размер
  • разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
  • сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
  • проанализируй принципы организации мелодии:

направление движения (вверх или вниз),

есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),

движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,

наличие секвенций

  • проанализируй особенности ритма
  • обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?

 

Диктант перепиши без ошибок (если нужно), транспонируй в 2-3 тональности (запиши, конечно). Выучи наизусть, пой с дирижированием.

 

 

 

 

 

 

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: