Раздел III. Основные особенности виртуальной и дополненной реальностей

 

В широком смысле виртуальная реальность трактуется как любая создаваемая реальность, отличная от подлинной, объективной; в предельном варианте полагается, что вся реальность виртуальна, поскольку в наибольшей степени субъект взаимодействует с представлениями об объективной реальности, с образами объектов этой реальности, нежели с ней самой. Также используется узкая, «техническая» трактовка виртуальной реальности в контексте информационных и компьютерных технологий и связывается с понятием «информационное пространство». Такой точки зрения придерживаются В.С. Бабенко, Д.И. Шапиро и др [8, с. 42].

Кроме того, есть мнения, в которых виртуальная реальность связывается с измененными состояниями сознания человека, например, сон, вымысел, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние транса у шаманов и т.д. Лабораторией виртуалистики под руководством Носова Н.А разработана наиболее известная концепция виртуальной реальности. В рамках этой концепции виртуальное полагается, как некая реальность, которая независимо от своей природы обладает определенными качествами.

Носов Н.А. выделяет четыре основных свойства [6, с. 120], позволяющих говорить о виртуальной реальности как о принципиально отличной от других:

– порожденность;

– актуальность;

– автономность;

– интерактивность.

Под порожденностью понимается зависимость, вторичность виртуальной реальности от активной внешней по отношению к ней. Порожденность относительно, ведь вторичная реальность может породить новую реальность, вторичную для нее, то есть виртуальную реальность следующего уровня. Такой процесс может продолжаться до бесконечности.

Актуальность означает существование виртуальной реальности только на протяжении того момента времени, пока существует внешняя реальность. По мнению М.Ю. Опенкова и Л.А. Микешиной, это означает полное присутствие, динамическая непрерывность настоящего. «Бытие здесь и сейчас подразумевает непричастность длительности, когда человек есть там, где он есть, а не впереди и не позади себя» [7, с. 25].

Автономность предполагает действие внутри ВР собственных законов существования, времени и пространства. Классический тезис И. Канта, что чувственное восприятие или доступность опыта в качестве предмета вообще зависит от субъекта, а именно от присущих ему форм чувственности – времени и пространства, «составляющих как бы схемы и условия всего чувственного в человеческом познании» [3, с. 77], подтверждает это. Таким образом, возникает ситуация, о которой мы говорили выше: некоторые классические проблемы эпистемологии могут быть совершенно по-новому иллюстрированы через новый образ виртуальной реальности.

Интерактивность – одно из основных свойств виртуальной реальности. Человек, попадая в ВР, может взаимодействовать с ней, получать различную обратную связь при помощи его органов чувств. В художественных произведениях, в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино человек играет роль наблюдателя, в виртуальной реальности он становится полноправным участником событий вокруг него. При этом влияние человека на реальность условно, все происходящие события подчиняются заданному программному коду.

С.И. Орехов, рассматривая виртуальную реальность, исходит из существования субстанциональной и акцидентальной реальности. «Реальность дана нам как необходимое со своими атрибутивными параметрами, следовательно, можно говорить о субстанциональной реальности – однако, некоторые ее аспекты могут иметь характер акцидентальных проявлений, следовательно, можно говорить о реальности акцидентального» [8, с. 62]. Наряду с субстанциональным и акцидентальным бытием возможно «инобытие объективной реальности»; это бытие и есть виртуальная реальность, основными признаками которой становятся следующие характеристики:

– положенность;

– репрезентация;

– объективированное идеальное;

– зависимость от сознания;

– тождество материального и идеального;

– общезначимость.

Виртуальная реальность не является зеркальным отражением действительности, она создает своими средствами ее различные версии. Репрезентация охватывает всю субстанциональную реальность, при этом оставляя лишь то, что существенно, либо важно для целей человека.

Согласно С.И. Орехову, существование виртуальная реальность получает только как процессуальное отношение, опирающееся на две порождающие ее системы – техническую и социально-психологическую реальность. Таким образом, в его трактовке «виртуальная реальность – это форма объективированного существования, разновидность бытия в форме тождества материального и идеального, интегральное качество, порождаемое механизмом репрезентативной положенности взаимодействующих элементов сложной системы» [8, с. 78].

С. Борчиков в своей монографии «Метафизика виртуальной реальности» предположил идею гносеологической природы виртуальной реальности. Он попытался создать «теорию теорий виртуальной реальности». Его вывод состоит в том, что все определения связаны с особенностями познания каждого индивидуума. Основой его точки зрения является гносеологический релятивизм – «Общая теория виртуальной реальности есть суперпозиция субъективных показаний виртуальной реальности» [1, с. 10].

П.Е. Солопов исследует специфику ВР в общекультурном контексте, предлагая трактовать ее в соотношении с объективной реальностью с позиций теории отражения и философского понимания практики. Он определяет виртуальные объекты как «возникающие и существующие не самостоятельно, а как момент взаимодействия других объектов (стабильных элементарных частиц, людей друг с другом, с компьютерами и другими техническими системами и т.д.)» [11, с. 33]. Данные объекты могут быть материальными и идеальными, естественными и искусственными. Он характеризует виртуальную реальность не просто как отражение, а как «отражение отражения». Таким образом, виртуальную реальность следует рассматривать как феномен, непосредственно связанный с деятельностью сознания, а ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, взаимодействующего с ней.

На процессы самоопределения современного человека накладывает существенный отпечаток виртуализация обыденной жизни общества, вызывая как позитивные, так и негативные сдвиги [11, с. 35]. Активное использование виртуальной и дополненной реальности в современном информационном обществе размывает границу между идеальным и материальным, создает новый вид бытия. Восприятие мира нередко проходит сквозь призму социальных медиа, информационных сайтов, компьютерных программ. Управляя выдачей информации на подобных ресурсах, возможно влияние на мировоззрение каждого человека. При этом возможно менять смысл слов, событий, рассказывать фальшивую информацию и искажать факты. Таким образом, информационная виртуальная реальность начинает играть роль «пузыря» вокруг человека. Также интересен феномен добровольного погружения в виртуальную реальность. Часто к такому способу прибегают люди с какими-то неудачами в в жизни, в общении, они избегают живого взаимодействия с людьми и предпочитают работать через компьютерного посредника, виртуализируя свою жизнь.

С одной стороны, виртуальная реальность ограничивает (иногда и вовсе уничтожает) рефлексивную деятельность человека, лишая его способности критического мышления, унифицируя его представления о мире и о себе. При этом человек, проходя через виртуализацию сознания, может лишиться и собственного мировоззрения.

С другой стороны, виртуальные реальности открывают перед человечеством огромные возможности самосовершенствования, самопознания и роста личности. Становятся общедоступными те виды общения, которые ранее были доступны лишь избранным. При этом происходят различные социокультурные сдвиги, такие как «размытие» социальных границ и структур, переформатирование связей и тотальное изменение принципов взаимодействия людей.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения данной работы была рассмотрена проблема виртуальной реальности в информатике и влияние виртуальной реальности на жизнь человека. Были сделаны следующие выводы:

1) Было произведено осмысление данных феноменов с помощью анализа истории их возникновения в философском знании. Рассмотрев историю формирования данных понятий, можно сделать вывод о том, что при всем многообразии различных их трактовок, можно определить некоторое общее мнение. Основополагающей идеей является идея виртуального как особого способа существования сверхчувственного, отличающегося от вещественно-локализованного мира чувственных явлений. Всё виртуальное, с одной стороны, противопоставляется реальному, противоречит ему, а с другой – реально в каком-то другом смысле. «Виртуальное – нечто, имеющее все характеристики конкретной вещи, но формально не может быть определено как эта вещь».

2) Рассмотрена трактовка понятий ВР и ДР в начале 21 века. С одной стороны, ВР – это новая форма реализации универсальной человеческой деятельности по построению мира знания. С другой стороны, она является принципиальным расширением границ объективного бытия, помещающим действительное в более широкий контекст возможного. Активное развитие информационных сообществ и использование средств массовой информации приводит к формированию нового вида виртуальной реальности – медиатированного.

3) Также рассмотрены основные особенности виртуальной реальности как философского феномена. Виртуальная реальность, равно как и дополненная, возникает благодаря взаимодействию человека с какой-либо другой реальностью, внешней по отношению к нему. Процессуальный характер виртуальных и дополненных реальностей, который заключается в репрезентации объективного бытия, замещении его образами и символами. Среди объективных причин создания виртуальных реальностей можно отметить выход познавательных потребностей человеческого общества на немыслимый ранее уровень. В частности, одной из наиболее важных потребностей, которую закрывает создание ВР, а особенно ДР является потребность быстрого, моментального доступа к информации с учетом радикального роста ее объема в последние годы. Виртуальная реальность обладает свойствами порождаемости, актуальности, автономности и интерактивности. Виртуальная или дополненная реальность – это измененная картинка действительности, её симуляция, порождаемая сознанием субъекта, как результат взаимодействия с предметами и явлениями окружающей действительности и существующая до окончания этого взаимодействия.

Виртуальная реальность – одно из самых интересных понятий, возникшее в давние времена, начавшее свой расцвет во времена бума компьютерных технологий. Виртуальные и дополненные реальности используются в самых различных сферах нашего общества и уже влияют на нашу жизнь. Лишь дальнейшие исследования и философские изыскания помогут точнее понять этот феномен, а также его влияние на человека.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Борчиков, С. А. Метафизика виртуальной реальности: опыт единой теории виртуальной реальности / С. А. Борчиков // Труды лаборатории виртуалистики. – 2000. – № 8. – С. 1–49.

2. Ирвин, У. Философия и «Матрица» / У. Ирвин // ВикиЧтение: сайт. – URL: https://public.wikireading.ru/21864 (дата обращения: 03.05.2020).

3. Кант, И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллегибельного мира / И. Кант. – Собр. соч.: М., 1994. – 2 Т.

4. Кирик Т. А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: дис. канд. филос. наук: 09.00.01. / Т. А. Кирик; Курганский гос. ун-т. – Омск, 2004. – 165 с.

5. Морозов, И. М. Информационное общество / И. М. Морозов // Новейший философский словарь / Под ред. А. А. Грицанова. – Минск, 1999. – С. 171.

6. Носов, Н. А. Виртуальный человек: очерки по виртуальной психологии детства / Н. А. Носов. – М.: Магистр, 1997. – 197 с.

7. Опенков, М. Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход: автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.01. / М. Ю. Опенков; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 1997. – 38 с.

8. Орехов, С. И. Поиск виртуальной реальности / С. И. Орехов. – М.:  Омск, 2002. – 183 с.

9. Розин, В. М. Виртуальные реальности: природа и область применения / В. М. Розин // Социально-гуманитарные знания. – 1997. – № 6. – С. 190–200.

10. Романовская, Т. Б. Иная реальность и проблемы интерпретации в физике / Т. Б. Романовская // Концепция виртуальных миров и научное познание. – 2000. – № 1. – С. 115–130.

11. Солопов, П. Е. Виртуалистика и философия / П. Е. Солопов. – М., 2000. – 130 с.


[1] А именно, «виртуализация» жизни человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: