Николай иванович кареев

Понятие культурно-исторической (над-исторической) среды.

Среда, это,– если прибегнуть к чисто словесному толкованию,– то, среди чего или в чем что-нибудь находится или происходит, то, что окружает предмет, своего рода окружение предмета. Для каждого отдельного человека физическую среду составляет местность, где он находится, с ее воздухом, с почвою, растениями и животными, другую среду, общественную,– все люди, которые его окружают и с которыми он находится в тех или других отношениях. Окружающее нас общество нам подобных есть общественная среда, но здесь важно не то, что среда эта состоит из некоторого количества подобных каждому из нас индивидуумов, а то, что эти индивидуумы являются носителями определенных мыслей, настроений, навыков, стремлений, вкусов, обычаев и находятся между собою в определенных отношениях сотрудничества, взаимного обмена услугами или продуктами труда, властвования и подчинения и т.п. Все, что мы у каждого народа относим к понятиям его религии, искусства, нравов, техники, права, государства, все то, что мы обобщаем под понятием культуры все это по отношению к каждому отдельному члену общества является особого рода средою, которую можно называть средою культурно-социальною, или, говоря короче, вообще культурною.

Человек рождается способным не только говорить и думать, но работать, а как он будет проявлять эту свою способность, каждый раз зависит от той среды, в которой он родился, взятой со стороны развития в ней техники. И здесь человек приходит на готовое, и здесь это готовое он усваивает путем подражания и закрепляет в себе путем навыка.

Я мог бы еще сказать здесь и о других аспектах культурной среды вроде среды моральной, имеющей отношение к установившимся нравам, или среды эстетической, касающейся установившихся вкусов, стилей и т.п., но мне пришлось бы только повторяться на одну и ту же тему о том, именно, что установившиеся в народе формы деятельности (в том числе и мышления, и речи, и поведения, и работы) вне отдельных актов того или другого рода деятельности не существуют, что они усваиваются путем подражания, и что, благодаря тому же подражанию, они переживают целые ряды последовательных поколений народа.

Существование культуры было бы немыслимо, если бы не было психического взаимодействия между людьми, создающего общие для известной совокупности людей формы деятельности в широком значении обоих этих слов.

В другом месте мною уже было дано разделение отдельных элементов культуры на три категории. Эти три разряда суть, во-первых, культура материальная (техника), во-вторых, культура духовная (образованность) и, в-третьих, культура общественная (гражданственность). Над-органическую среду, в которой приходится жить и действовать всем отдельным членам каждого народа, составляют не только повторяющиеся явления первых двух категорий, но и то, что носит специальное название социальной организации в трех ее сторонах – политической, юридической и экономической, которым соответствуют понятия государства, права и народного хозяйства...

Над-органическая среда не только состоит из разных культурных форм, усваиваемых человеком при посредстве подражания и закрепляющихся при помощи привычки, но и приемлется человеком (пока в нем не заговорит критическая мысль), как нечто естественное, разумное, долженствующее быть, и часто получает даже религиозную санкцию. Обычай, в широком смысле, не только фактически господствует в качестве результата подражания и привычности, но и получает власть над умами. Естественная сила традиции дополняется искусственными средствами воспитания и обучения подрастающих поколений в уважении к существующим культурным формам, как к заветам предков или велениям, идущим свыше. Здесь действует сила внушения, происходит своего рода гипнотизация, усиливающая действие подражательной способности человека.

Где не помогает внушение, там начинает действовать принуждение уже в качестве педагогического средства, в особенности же в качестве одного из проявлений властвования. Защитою со стороны государства могут пользоваться не только интересы отдельных лиц, оберегаемых нормами права, но и данная структура общества, а затем и не только эта структура с интересами отдельных классов населения, ее составляющих, но и чисто духовные, идеологические элементы культуры или чисто внешние признаки данной национальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: