Раздел 2. Организация движения поездов

Раздел 1. Основы сигнализации

Тема 2. Основные понятия о сигналах

Сигнализация как средство регулирования и обеспечения безопасности движения поездов. Построение систем сигналов. Восприятие и видимость сигналов. Нормы дальности видимости. Места и габариты установки свето-форов. Типы и основные значения сигналов, подаваемых светофорами.

Светофорная сигнализация на железнодорожном транспорте строится по скоростному принципу, в соответствии с которым машинисту поезда каждым показанием светофора передается приказ не только о запрещении или разрешении движения, но и о величине разрешаемой скорости следования. При этом каждое разрешающее показание передает одновременно два приказа: основной — о допустимой скорости проследования данного светофора, и предупредительный — о скорости проследования следующего светофора.

Передача необходимого числа приказов о допустимых скоростях движения достигается за счет цвета, числа и режима горения (мигающий или немигающий) огней светофора, а также числа дополнительных светящихся зеленых полос. При этом цвет и режим горения одного огня светофора или верхнего при двух одновременно горящих огнях всегда указывают на требование сигнала последующего светофора.

 Например, зеленый огонь означает, что следующий светофор открыт и предусматривается проследование данного и следующего светофоров с установленной скоростью;

зеленый мигающий — это светофор можно проследовать с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (не более 80 км/ч);

желтый мигающий — данный светофор можно проследовать с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследование его с уменьшенной скоростью (не более 50 км/ч);

желтый— разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Требования снижения скорости при подходе к входному светофору: нижний всегда желтый и немигающий.

Промежуточная скорость, с которой разрешается проследование входного светофора, конкретизируется наличием или отсутствием зеленой светящейся полосы:

уменьшенная скорость (не более 50 км/ч — отсутствие зеленой полосы при горении двух огней на светофоре), повышенная (не более 60—80 км/ч) — наличием светящейся зеленой полосы при горении двух огней на светофоре. Сигнал остановки — один красный — не содержит предупреждения и только запрещает движение.

 Пригласительный сигнал на выходных светофорах применяется для отправления поездов только по правильному пути двухпутных линий, оборудованных автоблокировкой.

На участковых и других крупных станциях таких линий с интенсивным движением поездов пригласительный сигнал может применяться на выходных и маршрутных светофорах главных и боковых путей, по которым производится безостановочный пропуск поездов.

Контрольные вопросы:

1. Для чего служат сигналы светофора?

2. Какие огни имеет светофор?

3. Какую информацию передают огни светофоров?

 

Раздел 2. Организация движения поездов

Тема 3.Основные понятия

При АБ используют трех- и четырехзначную сигнализацию путевых светофоров. Минимальный интервал попутно следующих поездов определяется из условия движения поездов на зеленый огонь.

Трехзначную сигнализацию применяют на магистральных линиях, где обращаются поезда с одинаковыми тормозными путями. Интервал попутного следования между поездами в пакете определяется разграничением поездов тремя блок-участками (рис. а). Минимальное расстояние L min сближения поездов рассчитывают между центрами тяжести поездов

L min = 3 * l бл + l п,

где l бл — длина блока-участка, м;

l п — длина расчетного поезда, м.

Наименьший интервал при разграничении поездов тремя блок-участками

T min = 0,06 *(3 * l бл + l п)/ v ср,

где 0,06 — коэффициент перевода км/ч в м/мин;

v ср — средняя скорость поезда на расчетном участке, км/ч.

При трехблочном разграничении поезда всегда движутся на зеленый огонь впередистоящего светофора. Этим создаются благоприятные условия для машиниста при ведении поезда с установленной скоростью. По показанию путевых светофоров машинист регулирует и скоростной режим движения поезда. Зеленый огонь светофора, к которому приближается поезд, разрешает проследовать данный светофор с установленной скоростью; следующий све-

тофор открыт. Желтый огонь разрешает проследовать данный светофор с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

При движении поезда по перегону сигнальное показание путевого светофора, к которому он приближается, непрерывно передается на локомотивный светофор. Машинист независимо от условий видимости путевых светофоров, руководствуясь показаниями локомотивного светофора, может точно выполнять сигнальные приказы и уверенно вести поезд.

Длина блок-участка при трехзначной сигнализации должна быть

не менее тормозного пути, то есть не менее 1000 м, наибольшая длина

блок-участка — не более 2600 м, а участков приближения перед входным светофором станции — __________не более 1500 м.

Интервал попутного следования поездов при трехзначной автоблокировке принимают 8...10 мин, в ряде случаев 6 мин. Интервал попутного следования поезда при АБ с централизованным размещением аппаратуры (ЦАБ), не имеющей путевых светофоров, регулируется только по сигнальным показаниям АЛС (рис. б).

Расчет времени интервала ведется из условий трехблочного разграничения поездов. Зеленый огонь на локомотивном светофоре разрешает движение с установленной скоростью; желтый огонь — движение с установленной скоростью до момента смены этого огня на желтый огонь с красным. С момента такой смены огней необходимо приступить к торможению и обеспечить остановку поезда на границе блок-участка.

Четырехзначная сигнализация применяется на участках, где обращаются поезда с разными скоростями и разными тормозными путями. Такими участками являются участки с интенсивным движением пригородных поездов. Такие поезда вследствие частых остановок имеют меньшие скорости и тормозные пути по сравнению с магистральными поездами, которые развивают большие скорости и имеют большие тормозные пути. Блок-участки для пригородных поездов оказываются короче тормозных путей дальних поездов. Поэтому расстановка светофоров должна быть такой, чтобы длина блок-участка обеспечивала максимальный тормозной путь.

С целью обеспечения максимальных тормозных путей для дальних поездов, сохраняя при этом минимальные длины блок-участков для пригородных поездов, применяют четырехзначную сигнализацию, используя четырехблочное разграничение поездов.

Сигнальное показание в виде одновременно горящих желтого и зеленого огней светофора устанавливает начало максимального тормозного пути дальнего поезда. Один горящий желтый огонь проходного светофора означает начало тормозного пути пригородного поезда.

Наименьший интервал попутного следования u1087 поездов определяется из условия движения на зеленый огонь и четырехблочного разграничения поездов (рис. в):

T min = 0,06 *(4 * l бл + l п)/ v ср.

Если считать, что длина блока-участка при трехзначной сигнализации выбирается по тормозному пути грузового поезда l бл = l тп, но не менее 1000 м, а при четырехзначной сигнализации — по тормозному пути пригородного поезда l бл = l тп/2, тo минимальное расстояние сближения поездов значительно сокращается и пропускная способность участка повышается.

Для пригородного поезда зеленые огни светофоров 9, 11 и одновременно горящие желтый и зеленый огни светофора 7 разрешают движение с установленной скоростью; желтый огонь светофора 5 требует начала торможения, чтобы произвести остановку поезда у светофора 3 с красным огнем.

Для пассажирского поезда зеленые огни светофоров 9, 11 разрешают движение с установленной скоростью; желтый с зеленым огни светофора 7 требуют начала торможения, чтобы проследование следующего светофора 5 с желтым огнем произошло со скоростью, допустимой при проезде желтого огня. После проезда светофора с желтым огнем машинист должен продолжать торможение, чтобы остановить поезд у светофора 3 с красным огнем.

У высокоскоростного поезда тормозной путь может быть равным четырем блок-участкам автоблокировки, поэтому машинист приступает к торможению от светофора 11 с зеленым огнем. Показания путевых светофоров могут не отражать начало тормозного пути высокоскоростного поезда, поэтому машинист руководствуется скоростными показаниями многозначной АЛС.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое «пропускная способность»?

2. От чего зависит пропускная способность?

Тема 4. Пропускная способность

Пропускная способность участка железной дороги определяется наибольшим числом поездов, которые могут быть пропущены за единицу времени.

Пропускная способность однопутного участка при ПАБ: Nпаб=Т/Тп,

Где Т- 1440 (число минут в сутках), Тп- период графика движения поездов.

Тп=t1+t2+9,

Где t1 и t2-время хода соответственно четного и нечетного поездов по перегону, 9-станционные интервалы и время на разгон и замедление поезда (мин.)

Например: время хода поезда по перегону составляет 18 мин., то пропускная способность участка составит

         Nпаб=1440/(t1+t2+9)=1440/(18+18+9)=32 пары поездов

На двухпутных участках берется в расчет время хода по перегону поезда одного направления и поправка на разгон и замедление поезда составляет 3 мин.

         Nпаб=1440/(t1+9)=1440/(18+3)=68 пар поездов

Пропускная способность при АБ на двухпутных участках Nаб=0,85Т/I,

Где 0.85- коэффициент, учитывающий запас пропускной способности, I- минимальный интервал между поездами при трехзначной сигнализации.

       I=0,06(3Lбл+Lп)/Vср,

Где Lбл-длина блок-участка, Lп-длина поезда, Vср-средняя скорость поезда на участке, 0,06- коэффициент перевода размерности 1км/ч в 1 м/мин.

Длину расчетного поезда принимают равной 850, 1050 или 1250 м, а наименьшая длина блок-участка 1000 м.

Пропускная способность на однопутных участках

        Nаб=0,8*1440*К/((К-а)(t1+t2+6)+2Ка,

Где К-число поездов следующих один за другим в одном направлении (в пакете), обычно К=2, а- коэффициент пакетности, определяемый отношением числа поездов К, следующих пакетами, к общему числу поездов П (а=К/П), t1 и t2-время хода соответственно четного и нечетного поездов по перегону, 6-время на скрещивание поездов по станциям.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «пропускная способность»?

2. От чего зависит пропускная способность?

3. Сравните пропускную способность двухпутного и однопутного перегона оборудованных ПАБ и АБ?

 

Тема 5. График движения поездов пр.№1

Практическая работа № 1

 

Тема: График движения поездов

 

Цель: Изучить движение поездов по перегонам

 

Задачи работы:

1. Изучить движение поездов по перегонам

 2. Изучить график движения поездов

 

Приборы и оборудование:

1. Сетка графика движения поездов

2. План однопутного перегона со станциями А, Б, В

 

Порядок выполнения работы:

1. Изучить план перегона

2. Начертить сетку графика, используя 10 мин. интервалы

3. Начертить график, используя следующие данные:

Со станции А поезд №1 следует на станцию В, скорость поезда 80 км/ч; со станции Б поезд №2 следует на станцию А, скорость поезда 40 км/ч; со станции В поезд №3 следует на станцию А, скорость поезда 60 км/ч; время прохода поездом станции 5мин.

4. Время на проследование всех поездов должно быть минимальным

5. Составить отчет

 

Содержание отчета:

1. Начертить план перегона

2. Начертить график движения поездов

3. Ответить на контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое перегон

2. Какую роль играют светофоры на перегоне

3. Что такое пакетный график

 

 

Тема 6. Расчет пропускной способности пр.№2

Практическая работа № 2

 

Тема: Расчет пропускной способности

 

Цель: Научится определять пропускную способность перегонов

 

Задачи работы:

1. Определить пропускную способность перегонов при автоблокировке

 2. Определить пропускную способность перегонов при полуавтоматической блокировке

 

Приборы и оборудование:

1. Формулы расчета

Порядок выполнения работы:

1. Используя формулы, определить пропускные способности перегонов при полуавтоматической блокировке, заданная скорость движения поезда 80 км/ч

2.. Используя формулы, определить пропускные способности перегонов при автоматической блокировке, заданная скорость движения поезда 60 км/ч

3. Сравнить полученные результаты и сделать вывод

4. Составить отчет

 

Содержание отчета:

1. Расчет пропускной способности перегонов при полуавтоматической блокировке, заданная скорость движения поезда 80 км/ч

2. Расчет пропускной способности перегонов при автоматической блокировке, заданная скорость движения поезда 60 км/ч

3.Вывод, по результатам сравнения

3. Ответить на контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое пакетный график

2. Сколько поездов может находится на перегоне при полуавтоматической блокировке

3. Сколько поездов может находится на перегоне при полуавтоматической блокировке

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: