Пути правильного педагогического общения с детьми и подростками в условиях специального лагеря

Современный педагог ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, физически и нравственно совершенной личностью, которая сочетает в себе знания и умения и педагога, и психолога, и социолога. Педагогами могут работать люди с творческими способностями, склонные к исполнительской деятельности. Педагог должен обладать способностью работать в условиях повышенной напряженности и ответственности. Невозможно работать педагогом, не имея лидерских качеств, моральной зрелости, склонности к творчеству, умения владеть собой, общительности, оптимизма. Это компетентный, честный, объективный, решительный, нравственно закаленный, конкурентоспособный человек, который умеет определять перспективы развития, планировать, анализировать, убеждать детей, вести за собой, принимать компромиссные решения.

Для многих лето ассоциируется с морем солнца, морем улыбок, морем новых знакомых. А для педагогов-вожатых, членов студенческих педагогических отрядов, работающих в лагерях, лето – период активного творческого труда, поиска новых форм работы в детских коллективах. Яркая и насыщенная жизнь в лагерях с их традициями и ритуалами – период, когда те, кто решился принять на себя обязанности вожатого, «кусочек сердца отдают кому-то», а именно – тысячам детей планеты. Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряженности, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх. Все дети без исключения с радостью ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей, встретиться со старыми друзьями, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу. И здесь важно не обмануть ожидания детей. Летние оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, где дети реализуют свои возможности и потребности. Им присущи особая организованная структура, специфическая деятельность, обусловленная интересами и потребностями детей в организации их свободного времени. Воспитательная ценность работы детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному развитию растущего человека.

Выделяют основные направления работы педагога-вожатого в летнем оздоровительном лагере:

 1. Психодиагностическая работа: определение индивидуально- психологических особенностей личности ребенка (выявление проблем личностного уровня, представлений о себе, выявление случаев дезадаптации); проведение исследования по определению общего социально-психологического климата отряда, лагеря.

 2. Социально-педагогическое просвещение и консультирование для детей и подростков.

 3. Социально-педагогическая профилактика: выявление и предупреждение фактов асоциального поведения подростков; организация превентивно-профилактической работы по следующим направлениям: социально-бытовая; культурно-досуговая; духовно-нравственная; физкультурно-оздоровительная.

4. Содействие созданию педагогически ориентированной среды: обращение внимания руководства и педагогов оздоровительного лагеря на проблемы и потребности детей и подростков при планировании и организации воспитательного процесса; содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, подростками и родителями.

 5. Организационно-методическая деятельность: проведение организационно-методической работы (анализ и обобщение социально- педагогической работы, разработка рекомендаций по ее совершенствованию).

6. Спортивно-оздоровительная деятельность: осуществление оздоровительной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья у участников педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей воспитанников; обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса.

 7. Культурно-досуговая деятельность: содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности. В качестве принципов социально-педагогической деятельности выступают: общедоступность воспитательных дел по интересам, развитие творчества и самодеятельности, единство задач воспитания и оздоровления

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: