Современные педагогические

ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений. Ее структурными элементами являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации. Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Глобальные теории делятся на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротяев, Б.Т. Лихачев, И.П. Под-ласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.). Одна из их центральных проблем — рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х it. XX в. сложились три основные теории, посвященные этому вопросу.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 5. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже со-ірели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное в ней — спонтанность раз-пития, независимость от взрослого и его роли.

21

Вторая теория базируется їм іп;іимосвязи развития и обучения (Т.С. Косткж, Н.Л. Менчинская и др.). Согласно ей, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от ре;ільного уровня развития человека. Развитие и обучение практически тождественны друг другу.

Согласно третьей теории, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей. Данные идеи были конкретизированы предметным содержанием в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, но выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает максимальный уровень, быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей [101].

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (ФА. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, ВА. Петровский. ЗА. Михайлова, В.Т. Кудрявцев и др.).

Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Из детства — в отрочество», «Школа 2100».

Приоритетом деятельности дошкольной ступени, согласно данной теории, становится развитие воображения и творческих способностей детей. Для этого педагоги должны использовать игры, конструирование, чтение сказок, самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Ага-

22

ева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Под-дьяков, Т.И. Ерофеева и др.).

Вместе с тем нельзя игнорировать возрастные периоды детского развития. Как отмечает Е.О. Смирнова, «в своем стремлении "идти в ногу со временем" и "не отставать от жизни" педагоги и родители нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся риторика, естествознание, физика, компьютеризация и пр.» [138].

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация — искусственное ускорение развития зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А.В. Запорожец). Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. Развитие ребенка должно ориентироваться на максимальную реализацию всех его потенциальных возможностей. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как члена общества. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В.Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика — педагогикой развития.

В свете педагогической антропологии воспитание понимается как создание условий для развития детей. Точкой отсчета в них становится личность ребенка как субъекта, который нуждается в помощи и поддержке взрослого.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. (тавится вопрос о необходимости расширения содержания иоспитания за счет полового, правового, экологического, п некультурного и др.

23

Характер поспитаний, стиль отношений педагога и детей определяет воспитательная система: авторитарная, либеральная, демократическая.

Педагогические теории соотносятся с теориями развития личности. Перечислим некоторые из них.

Когнитивные теории на первый план выдвигают воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

Психоаналитические теории рассматривают развитие по-требностно-мотивационной сферы и формирование поло-ролевого поведения (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.). В них поднимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми).

Теория привязанности, в которой центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми (авторы Дж. Боулби, Мария Эйнсворт). В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

Бихевиористская теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения: человек учится всю жизнь, он такой, каким научился быть (автор Дж. Уотсон). На-, учение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура, Р. Сире, Б. Скиннер и др.). Отбая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.

Гуманистические теории предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А Маслоу, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.

Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, АН. Леонтьев).

С тенденциями развития воспитательных систем можно ознакомиться по книгам: [30; 112; 141].

24

Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.). В программе «Детство» в качестве единицы интеграции выступает тематизм (например, тема «Мы в детском саду и дома»).

Наиболее полное понимание педагогической интеграции дается B.C. Безруковой, которая рассматривает ее в трех аспектах [13]:

—как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

—как процесс непосредственного установления связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, различных путей к одной цели (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);

—как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом, — интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).

В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств [158]. Интеграция заставляет искать новые формы обучения [82]. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).

Современные научные исследования, обогащающие пе-лагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на нем. Дети осваивают различные разделы программы параллельно, что позволяет добиться необходимого образовательного 'эффекта и сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности (С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева, Л.А. Парамонова и др.).

25

Отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты многолетней работы авторов. Так, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. До недавнего времени вопрос экономического воспитания рассматривался в трудовом, нравственном аспекте (Р.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, Л.И. Сайгушева). В настоящее время экономическое образование и воспитание исследуются как отдельная проблема (АД. Шатова, АА Смоленцева, Л.Н. Галкина и др.). Педагоги ДОУ успешно осваивают авторские программы по экономике: «Дошкольник и... экономика», «Уроки гнома-эконома», «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» [55; 160].

Современная педагогическая теория признает необходимость элементарного экономического образования дошкольников, включая формирование:

—элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту);

—базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие);

—предпосылок становления экономического образа мышления и ценностных ориентации.

Усвоению начальных экономических знаний способствуют сюжетно-дидактические игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») [159].

В специальном научном исследовании Л.Н. Галкиной была апробирована авторская программа, состоящая из разделов: «Здравствуй, страна "Экономика"», «К нам фея пришла», «Труд всему голова», «В гостях у госпожи Торговая азбука», «Среди экономических профессий» и др. Содержание тем реализовывалось в дидактических играх с экономическим содержанием («Что сегодня я куплю», «Я — технолог», «Я — спонсор», «Доход — расход, сюжетно-дидактических играх («Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др.).

6

Особенность всех программ состоит во включении эмо-ционально-мотивационного, когнитивного, деятельностно-игрового компонентов. Интегративно-тематический подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования — самостоятельной области педагогической теории.

Научные поиски идут также в области теории и практики правового воспитания в дошкольном возрасте (Т.Н. До-ронова, С.А. Козлова, З.К. Шнекендорф, Н.Ю. Ган, и др.).

В теоретических исследованиях проблема правового воспитания рассматривается под углом зрения уважения свободы ребенка как личности. Нравственно-правовое воспитание связывается с развитием самооценки ребенка, его уверенности в себе, моральных мотивов поведения и взаимоотношений.

С.А. Козлова, поднимая вопрос о методике ознакомления детей с их правами, подчеркивает, что особенности психического развития дошкольников позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.

Педагогическая теория обосновывает необходимость, содержание, педагогические условия правового воспитания дошкольников и определяет три его этапа.

1. Базовый — знакомство с нравственными нормами и правилами (этические беседы, специально созданные ситуации, видеозаписи поступков детей и т.п.).

2. Основной — ознакомление с собственными правами: на отдых, образование, имя, любовь (чтение художественных произведений, этические беседы, рассказы-коллизии, упражнение в практических навыках поведения).

3. Заключительный — рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты (чтение художественных произведений, создание коллажа о правах ребенка, этические беседы и т.п.).

Таким образом, в теории и практике процесс правового воспитания состоит в формировании трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого. Данная педагогическая теория еще не носит законченного характера и недостаточно изучена. Од-

27

нако в русле социального развития ребенка правовое воспитание будет способствовать требованию современного общества — становлению гражданина правового государ-: ства[27;61; 163J.

Актуальными в педагогической дошкольной науке всегда были и остаются вопросы, связанные с формированием у ребенка положительного активно-заинтересованного отношения к стране, в которой он живет. Педагогическая теория патриотического, гражданского воспитания детей дошкольного возраста строится на принципе народности К.Д. Ушин-ского, Л.Н. Толстого, на работах исследователей Р.И. Жуковской, Ф.С. Левин-Щириной, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, П.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой, Е.И. Корнеевой и др. Необходимость патриотического воспитания отражена в программах «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», в локальных программах «Наследие»,, «Я — Человек», «Приобщение детей к истокам русской на- | родной культуры».

Современная концепция патриотического воспитания рассматривает его как одну из граней всестороннего развития личности. Патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле.

Патриотическое воспитание включает этапы:

—базовый, предварительный (формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения);

—художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

—когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране, малой родине);

—эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в разных видах деятельности).

Средствами патриотического воспитания выступают художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, традиции и т.п. Методами могут послужить все стороны и этапы воспитательного процесса: экскурсии, игры-путешествия, создание музеев, выставки детских рисунков и т.п. Подробнее особенности патриотического воспитания см.: [113].

Среди зарубежных педагогических теорий, обогащающих отечественную систему дошкольного образования, можно назвать:

28

—   идеи С. Френе о журналистике на уровне детского садагазета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих

ебя);

—   идею обустройства художественно-содержательной раз-

іивающей среды по методу Р. Эмилия (Италия);

—   идею воспитания личной ответственности за свою дея-

гельность (США).

Дошкольная педагогическая наука как совокупность пе-аагогических теорий постоянно развивается и модернизируется с учетом накопленного позитивного опыта работы ДОУ.

Вопросы

1. Каково соотношение обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в разных педагогических теориях?

2.В чем сущность педагогической теории развивающего

обучения?

3.    Какие зарубежные теории развития детей вызвали у

нас интерес? Почему?

4.    Как реализуется принцип интеграции в современных

I педагогических системах?

5.    Каковы основные положения педагогической теорииI жономического, правового, патриотического воспитания1 детей?

РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: