Общественная функция ДОУ заключается в обеспечении условий для развития у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.
Социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Методологической основой этого процесса является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рас-
74
Ш |
|іишіс человека как ценности (аксиологический подход), і і миной роли человека в преобразовании окружающего
■ и і л мого себя.
її їм ихолого-педагогической литературе показаны основин іии социального развития ребенка, содержание пе-^■Гической работы, технология формирования социаль-
■ мира детей. Осуществление этих задач невозможно безЬи пиния педагогами и родителями уникальности каждогоІЮгнка, учета пола, индивидуальности, возрастных осо-
|
|
Нрииосгей психики.
Трудности социального развития детей объясняются тем, і и живут во взрослом мире, испытывают на себе соци-F іяміо жономическое неравенство, дефицит культуры общении п взаимоотношений людей, доброты и внимания. Небла-
риятные варианты проявления социального поведения
ко возникают под влиянием наблюдаемых отрицатель-Щ.ІЧ поступков окружающих, ряда телепередач.
І Ісихологические основы социального развития раскры-ЙНІП ня в трудах виднейших отечественных ученых.
11о мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация раз-IIим не является ничем другим, кроме системы отноше-ч| между ребенком данного возраста и социальной дей-11 mi к-льностью. Многие психологи отмечают роль сотруд-мчсства ребенка с окружающими в усвоении достижений |..тыльного опыта, овладении нравственными нормами и і пилами поведения. Социальное развитие ребенка проис-ІИшиї также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломин-| ми, МИ. Лисина, B.C. Мухина, Р.Б. Стеркина). ТА. Репи-MI выявляет особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующую роль и і '.і шитий ребенка; показывает зависимость характера дет-|КИх взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов
Детское общество или группа детского сада — важнейшим социализирующий фактор [152]. Именно в группе сверщиков ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», і «отвергнутого»). Критериями закрепления признака соци-ШН.иого статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность).
|
|
75
IV і\ ii.iiiii.i исследования ТА. Репиной, Л.В. ГрадусоїЛ Н.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкаЛ ном возрасте интенсивно развивается психический пол Я бенка (подробнее см.: § 4). Это проявляется в формироваїН поло-ролевых предпочтений и интересов, отличных у м^Н чи ков и девочек, а также поведения в соответствии с псЛ ролевыми стандартами, принятыми в обществе. Основная nHJ чина процесса половой социализации — в разных социальН педагогических требованиях к мальчикам и девочкамЯ стороны родителей и педагогов. В современных образоватеН ных программах («Дегство»; «Истоки»; «Радуга») разрабоН ны приемы дифференцированного подхода в зависимостіЯ пола ребенка.
Группа сверстников для ребенка — источник многих і Л зитивных эмоций. В ней корректируется его самооцеїЯ уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оцеЛ ка поведения сверстниками обеспечивают основу для по Л тивной самореализации растущей личности. Отношения |ж| бенка с группой опосредуются через социальные эмощН которые являются одним из важнейших этапов социалиЯ ции, определяя, таким образом, процесс вхождения лиП ности в социум. В рабэтах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьев А.Д. Кошелевой, А. В. Неверович, Л.С. Выготского, Н.Н. Pfl бонедели и др. показана регулирующая роль социальных эмЯ ций, их взаимосвязь с побудительными мотивами поведв ния ребенка. Развитие социальных эмоций предполагает Я только овладение социальной компетентностью (как объв мом знаний о нормах и правилах поведения, оценочньїіЯ] категориями, культурными символами), но и выработЯ отношений к этим зншиям, которые могут быть назваї Л социально-эмоциональными эталонами. В ряде психологЯ педагогических исследований выявлено, что высокий урЛ вень развития социальных эмоций у дошкольников полов жительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта иН лидирующим положением ребенка в группе детского садя Социальные эмоции н; только облегчают процесс вхождЯ ния ребенка в мир группы, но и процесс осознания себЯ («образ Я»), своих отношений, чувств, состояний, пережив ваний.
Исследование Т.А. Репиной позволяет педагогам четіЯ определить функции «двпского общества» в социальном разе витии детей [129]:
76
І |
и ніі.іи социализация. Дети получают первый социальный і|типового общения, взаимодействия, сотрудничества, Имения. Как правило, это происходит в игровой, тру-, чуложественно-эстетической, конструктивно-строи- щ п других видах деятельности; нніспеификация процесса половой социализации и ^В|)Н дифференциации. Начиная с 5 лет дети предпочи- ■ виерстников своего пола в общении, совместной дея-и їй, в системе фупповых отношений; н in формация и формирование ценностной ориентации ■Мны ідесь велика роль субкультуры детства, особеннос-|)И кжательного процесса в детском саду; Оценка, влияющая на формирование самооценки и Ви и притязаний ребенка, его нравственное поведение. ' Mfi.ii огу ДОУ необходимо продумать условия дляреали-^Шк функций и возможностей детского общества:
in пользование методов диагностики общения и взаи-
Н^Иошспий детей в разных видах совместной деятельно-
| ІИОЛЯЮЩИХ выявить положение ребенка в группе свер-
Нйіоіі. социально-нравственные представления, эмоцио-
|ЦМ11>||' состояния, поведение, практические умения;
и. пользование демократического (помогающего) сти- ^^■мимодействия с детьми;
і оздание в группе положительного, эмоционально- МіИііоіо отношения, микроклимата;
формирование у детей ориентированных положитель-Н| П<Суждений, тактики, основанной на ориентации на ШІНЧ. на проявлении эмпатии, альтруизма; идействование традиций, ритуалов; орі лі іизация совместной деятельности детей со сверст-іМИ разновозрастных объединений; организация индивидуальных выставок, вернисажей ^■рчп і на детей;
|
|
і поевременная коррекция социального поведения де-В| контроль за поведением в форме совета, создание спе- ^ші.ш.іч воспитательных ситуаций, построенных по прин- Иціу «понимать, сопереживать, действовать».. І її ихолого-педагогические основы социального развития^Врываются в Концепции социального развития ребенкафиш ощ.ного возраста, представленной в работах С.А. Коз- II |59; 60; 61].
77
Перечислим основные понятия концепции: социалыв опыт, чувства, действительность, мир, развитие, порш окружения, социализация личности. Между этими поняїв ми существуют иерархические связи. Ребенок, родившив социальном мире, начинает познавать его с того, что бЯ ко, т.е. с социальной действительности, с которой он мм нает взаимодействовать. Социальный портрет окружения ■ зывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не uifl подробно и содержательно социальный мир, ребенок щ чувствует его, сопереживает ему, воспринимая явленії»| предметы этого мира. Иначе говоря, социальные чутл первичны, а социальный опыт накапливается постепени и на этой почве формируется социальная компетентнов которая ложится в основу социальных оценок, поведеіЛ осознания, понимания, принятия мира людей и приводЯ социальному развитию, к социализации.
Социализация рассматривается автором в триединствЯ проявлений: адаптация к социальному миру; принятие щ циального мира как данности; способность и потребн<Я изменять, преобразовывать социальную действительности социальный мир.
Показателем социализированной личности является I обращенность (направленность) на других людей и на ccfl Познание себя включает формирование интереса к самсЯ себе («Я» физическое, «Я» эмоциональное и др.). Задача Я дагога — сформировать у детей интерес и к себе, и кдруЯ му человеку, к миру его труда, чувств, особенностям лН ности.
В процессе социализации заложено и противоречивое гЯ нимание соотношения национального и планетарного ксН понентов. У детей необходимо воспитывать умение проявляв терпимость к детям и взрослым независимо от социальное происхождения, расовой и национальной принадлежносЯ языка, пола, возраста. Ощущение себя жителем планеты Зея должно сочетаться с осознанием своей принадлежности! определенной культуре.
|
|
Таким образом, методологическая часть концепции сщ циального развития личности ребенка дошкольного возраЯ та включает следующие понятия:
—исходная направленность на человека;
—первичность эмоционального восприятия социальнсЯ
НІНИС себя как осознание, нахождение своего месій ідей; ни'ііі/іпіие ценностями мира, чтобы реализовать себя
... им шпация как триединый процесс.
ими я содержит технологическую часть, включаю-і> і несколько положений: к іцмнкч с социализации по механизму совпадает с нрав-Ірінії.іч иоспитанием (формирование представлений,
»> м к-дсния);
... н,))іизация — процесс двусторонний, он происхо-
| Цім ПШ1ЯНИЄМ извне (социума) и невозможен без отії' ікции субъекта.
I 11 и.нос развитие представлено также в комплексных
м н им ильных программах. В программе «Истоки» специ-
П" им ццяется такой раздел, включающий характерис-
Щ #и • ірастньїх возможностей, задачи, содержание и усло-
■ п< >| и ческой работы. Социальное развитие начинает-
• ці рных дней жизни ребенка, охватывает большой
В|1 той спектр: от младшего до старшего дошкольного
і і
і ш.ное развитие создает основу для усвоения детьми і ценных ценностей, этически ценные способы об-| ('формированные межличностные отношения, в свою ■jlAii, становятся нравственной основой социального по-.». mm. (формирования у детей чувства патриотизма — любії» ролпому краю, родной стране, привязанности, пре- ■Niiih їм и ответственности по отношению к людям, насе- ^Нцжм се.
И программе «Детство» социально-эмоциональное разви-Ц дошкольника рассматривается как центральное направиш носпитательного процесса в ДОУ. Содержание раздела Німок в кругу взрослых и сверстников» реализует со-Mttttm.ic части социального опыта: аксиологическую (цен-
ую), познавательную, коммуникативную и поведен-
|i><> деятельную. Педагогу детского сада необходимо обес-||миіі> единый процесс социализации-индивидуализации >м них ги дошкольника через его эмоциональное приятие воей самоценности и связи с социальным миром. Ирииесс социализации осуществляется по следующим нарушим і иям: социальная адаптация — социальная ориента- Щш - социальная компетенция — социально-нравственная
79
направленность. Итогом социально-нравственного разим служит общая и личностная социализация детей дошіЯ ного возраста. На протяжении дошкольного возраста yfl бенка развивается чувство самоуважения, собственною Щ стоинства, оптимистическое мироощущение.
Важный фактор социального развития детей — са (Т.В. Антонова, Р.А. Иванкова, А.А. Рояк, Р.Б. Стері^И Е.О. Смирнова и др.). Сотрудничество воспитателей Я дителей создает оптимальные условия формирование циального опыта ребенка, его саморазвития, самовырЯ ния и творчества.
Общение с детьми воспитателей и родителей зависія стилей воспитания [104]. Взрослые с демократическим в лем общения создают условия для доверительных, добН желательных, эмоционально-положительных отношвН Авторитарные взрослые провоцируют конфликтность, 1 доброжелательность, неблагоприятные условия для социЯ но-нравственного развития дошкольников. В исследов^И Г.Б. Степановой показана значимость взаимодействия Я бенок — взрослый», в котором каждый оказывает влияв на поведение другого и модифицирует его. «Ребенок поЯ янно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, Я ведение и деятельность окружающих его взрослых. Тая моделирование оказывает гораздо большее влияние на Л циальное развитие ребенка, чем словесные инструкциЯ поучения» [143].
Общими условиями сотрудничества педагогов с родитЛ ми в работе по социальному развитию являются:
—обеспечение эмоционального благополучия и удовлЯ ворения жизненно важных потребностей ребенка в груЯ детского сада;
—сохранение и поддержание единой линии позитивнЯ социального развития детей в ДОУ и в семье;
—уважение личности ребенка, осознание самоценноЯ дошкольного детства;
—формирование у ребенка положительного самоощутЯ ния, уверенности в своих возможностях, в том, что он Я роший, что его любят.
В лаборатории социального развития Центра «ДошколыЯ детство» им. А. В. Запорожца осуществлялось коллективЯ исследование формирования социальной компетентностЯ
I
і емьи. Поданным В.М. Ивановой, Р.К. Сережни-о/июдетной семье (имеющей высокий экономи-■ИП іііік-ііциал) ребенок, как правило, не посещает дет-| И ниду этого наблюдается дефицит общения со ■Німками, осложняются отношения ребенка с родители II і ачестве основного средства коррекции детско-ро-|9*и.| ^ п\ отношений был использован метод комплекс-| и п|..|1ппованныхигр(«домашнийтеатр»). Приобретен-^Ьимупикативные и игровые умения помогли ребенку ■ітм,і 11, отношения со сверстниками в детском обществе. ■ (Н|м.1 создавали атмосферу открытости, доверия с обе-
.
и-.чонания Е.П. Арнаутовой и Н.А. Разгоновой под-
HJRUiinoi целесообразность использования для развития
НЩыюй компетентности, как базисной характерне™-
Кмг и >шш ифовой арттерапии, этюдов, предполагающих
Миног включение взрослых в совместную с детьми игро-
Ь, и юбразительную, театральную деятельность, в мир
ганца, музыки [10].
[Й |»м/|г работ среди проблем социального развития особо
Шіінс і ся развитие социальной компетентности (увереннос-
|) v пошкольников [123]. Она обеспечивает ребенку адек-
|Нн и1 о 11 юшение к позитивным и негативным ситуациям и
bit и основой здорового образа жизни. Социально компе-
htlHH- поведение включает такие навыки эффективного об-
ШЦп, как умения сказать «нет», выражать желания и тре-
рНінм, налаживать контакты, вести и заканчивать разго-
іражать как позитивные, так и негативные чувства.
Диюры предлагают программу, направленную на разви-
■ социальных способностей и навыков и на предупрежде-
И' in уисренного поведения и связанных с ним психоэмо-
Ммн'п.ных проблем. Программа реализуется через игровые
Ми і им и включает три раздела: «Я и мир», «Я и другие»,
Щип и вместе».
[Особенность программы — включение трех форм социа-
|йкни: идентификации, индивидуализации и персонали-
кни I! ней учтены возрастные особенности психики ребен-
IflOpa зное мышление, преобладание эмоционального ком-
іііги га в опыте. Развитие социальной уверенности детей
уіїиті'вляется с помощью:
обогащения сенсорного опыта («Мир звуков», «Мир
иовений», «Взгляд на окружающий мир»);
• in 81
— игр-инсценировок, игр с правилами, дидактичесшупражнений и игр, бесед в кругу.
Еще одна работа, посвященная развитию социальной к«петентности, — педагогическая технология «Открой ссбЯ ориентированная на формирование у детей начал жизнеїв го самоопределения [132]. Технология интеграции дидакЯ ческих игр в образовательное пространство детского сада прЯ полагает организацию занятий по решению познавателыИ задач и развитию речи. Социальное развитие понимаетсИ программе как процесс передачи и дальнейшего разви^И человеком социокультурного опыта, накопленного человвЯ ством. Сотрудничество — это то, что помогает любое дві сделать интересным и полезным для себя и других. НавыЯ сотрудничества — это доведенные до привычек способы in веления в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эЯ фективное применение личному потенциалу в коллективів деле. Предлагаемые в программе игры представляют собЯ типовые (затруднительные) ситуации, с которыми приЯ дится сталкиваться ребенку в детском саду («Найди свЯ группу», «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «НЯ ди свое место в ряду» и др.). В них прописано ролевое повели ние всех участников игры, включая педагога. Следователь™ сотрудничество создает условия для развития самостоятвіИ ности и независимости, социальной адаптации, открытоЯ и гибкости. Рассмотрение социального развития через приЯ партнерской, совместной деятельности взрослых и детей наЯ бохее перспективно в теории и практике работы с дошкоіЯ никами.
Социальная компетентность предполагает наличие у pfl бекка следующих компонентов:
—когнитивного, связанного с познанием другого чслЯ века (сверстника, взрослого), способностью понять его иЯ тересы, настроение, заметить эмоциональные проявленИ понять особенности самого себя, соотнести собственные чЯ ства, желания с возможностями и желаниями других;
—эмоционально-мотивационного, включающего отнЯ шение к другим людям и к самому себе, стремление личнЯ сти к самовыражению и самоуважению, чувство собствеЯ ною достоинства;
—поведенческого, который связан с выбором позипЯ нык способов разрешения конфликтов, умением догоЯ риться, устанавливать новые контакты, способы общен»Я
82
! |
м»«< ираведливо отмечается в программе «Истоки», со-| Цое развитие характеризуется общением ребенка со ■Ыми и сверстниками, приобретающим на каждом возії >м этапе своеобразные формы. Общение и разнообразии/т детской деятельности — главные условия усвое-11" і «-їїком нравственных общечеловеческих ценностей, ріиі'іі;пі,иьіх традиций, гражданственности, любви к сво-| и мм- її Родине, основа формирования его самосозна-
| гмин «социальное развитие» не может употребляться
■СЮ «нравственного развития», так как он включает в
ічительно больше, чем только нравственное. Соци-
|4і |п> псе, что касается человека как существа обществен-
■fli І Іравственное развитие, являясь по сути социальным,
и и іаиляет собой процесс приобщения детей к общечело-
PfCkiiM моральным ценностям. Их набор подчас обширен
IMlii и і шик. В работах философа Г.С. Батищева система таких
» м типических ценностей определяется понятиями Доб-
I Пі гина, Красота, Нравственность, Полезность. Важно,
ІІнім.і они были общими для педагога и воспитанников. Эти
I имен і и относятся к разряду вечных, принадлежат куль-
Н|, науке и образованию. Позитивное отношение к ним —
• ч" і іяющее условие становления социально-нравствен-
| но |і,і іиития личности дошкольника.
і і ишально-нравственное развитие рассматривается под
<рения Концепции целостного развития личности,
пнр.іч предполагает широкое задействование возрастных,
^Ьпшдуальных и личностных качеств ребенка, опору на
Н| культуротворческую функцию, ярко выраженную суб-
Hf'ii-ivpy детства дошкольного периода (А.В. Петровский,
ІА І Ілрамонова, М.В. Крулехт, Г.Г. Кравцов, В.Т. Кудряв-
■IИ др.). Педагогическая деятельность рассматривается как
В
Культур взрослого и ребенка, как особая форма вза- ^мсііствия, сотрудничества и содружества. (>і новными линиями диалогичности деятельности педа-■Ш должны стать развитие индивидуализации-социализа-■п, интересов, склонностей, желаний и запросов детей, к і лмостоятельности и творчества. Доверие взрослому, как «ильное свойство личности ребенка, формируется в со-Н^стной, партнерской деятельности, где совмещаются и Ьрскликаются интересы детей и взрослых [166]. «' 83 Концепция рассматривает воспитание как процесс о здания условий, способствующих общему, в том числе духовно-нравственному, развитию ребенка. В психолого-педагогической литературе термин духа но-нравственное развитие интерпретируется по-разном С.А. Козлова разграничивает понятия духовное, нравствш ное, социальное воспитание. По ее мнению, духовное в(питание (иногда его употребляют в качестве синоним^ религиозному) не идентично нравственному, так как с(смысл шире. Духовность подразумевает ориентирован! личности на действия во благо окружающих. Иными сл< вами, она раскрывает ребенка как социальное сущесті когда ориентирами его деятельности становятся челов ческие (нравственные) ценности. Духовная культура, по мнению И.Ф. Галигузова, — а вокупность общеобразовательного и нравственного поте» циала общества, а также способов создания духовных ца ностей. В содержание духовной культуры входят идеал образы, представления, традиции, нормы и правила общ жития, этикет, фольклор, искусство, религия, народні педагогика, идеология. Содержание социально-нравственного воспитания ра крывается в дополнительных образовательных программа «Я — человек», «Наследие», «Приобщение детей к исток! русской народной культуры», «Наш дом — Южный Ура; и др.
Вопросы
1. Что такое социальное развитие?
2. Чем объясняются трудности социального развития ді тей дошкольного возраста?
3. Каковы линии социализации детей? В чем суть Ко| цепции социального развития детей?
4. В чем своеобразие детского общества и каково его влі яние на социальное развитие ребенка-дошкольника?
5. В чем заключается специфика влияния общения взра лого с детьми на усвоение социального опыта?
6. В чем проявляется социальная готовность ребенка-д школьника?
7. Каково содержание социально-нравственного развитидетей?
84
f |