Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников

їм юилтельное пространстюДОУ представляет собой сфе- НЬнмп ісі іия образовательных программ и технологий. Теоре- ^■Rknii основой определения основных понятий, их взаимо- Hht и иерархии являются работы B.C. Лазарева, Н.Д. Малахо-К А М Моисеева, М.М. Поташника и др.

Пі мимическая инновация представляет собой целена- ^mciiiioe изменение, вносящее в образовательное простран- Щ) (среду) стабильные элементы (новшества), улучшаю-Н| кпрактеристики отдельных частей системы, ее компо- ріікні и нсей в целом.

і \ іцесгвует определенная классификация инноваций. Г | По нидам деятельности:

исчагогические, обеспечивающие педагогический (об-|йи1.иельный) процесс;

уираішенческие. 2 І Іо характеру вносимых изменений:

радикальные, основанные на принципиально новых

и подходах;

комбинаторные, базирующиеся на новом сочетании от mux элементов;

модифицирующие, совершенствующие и дополняю-И1г ivшествующие образы и формы. I По масштабу вносимых изменений:

иокальные, вносящие независимые друг от друга из-■еиия отдельных направлений или компонентов;

модульные, предусматривающие взаимосвязанные на-|ыи н-ния нескольких локальных педагогических иннова-

і нстемные, предусматривающие полную реконструкции пстемы. 4 І Іо масштабу использования: единичные; диффузные. І І Іо источнику возникновения:

внешние, возникшие за пределами образовательной ■•мы;

85

-..„...„_.„„„ I

6. По предмету обновления:

—в содержании дошкольного образования;

—образовательной технологии;

—условиях, в которых протекает образовательный (Л цесс (предметно-развивающая среда и характер взаимоЯ ствия взрослого с ребенком).

Инновация также рассматривается как процесс освоеЯ новшества (средства, метода, методики, технологии, гЛ граммы и т.п.) [136]. Данный процесс характеризует поЛ идеальных методик и программ, их внедрение в образ^И тельный процесс и творческое переосмысление.

Таким образом, инновационный процесс — это «ком лексная деятельность по созданию, освоению, испольэ<Л нию и распространению новшеств» [156].

Педагогическая система представляет собой совокупное взаимосвязанных средств, методов и процессов, необхоЯ мыхдля создания организованного, целенаправленною lift дагогического влияния на формирование личности с задЛ ными качествами [58; 176]. Любая педагогическая систЛ отвечает на три вопроса: Зачем? — цель; Что?— содерЛ ние; Как?— методы и приемы. Педагогические системы клЛ сифицируются на основе концепций развития ребенкЯ бывают авторитарными, свободного воспитания, демокЛ тическими. Инновационный характер педагогической с Л темы зависит от педагогической теории, как системы зн ний, описывающих и объясняющих определенный круг гЛ дагогических явлений.

Педагогическая технология как направление в науке Л родилось в 1950-х гг. Оно занимается конструированием оЛ тимаїьньгх обучающих и воспитательных систем, проектЯ рованием образовательных процессов. Как правило, педа Л гическая технология представляет собой систему способов приемов, шагов, последовательное выполнение которых обЛ печивает решение задач воспитания, обучения и развит! ребенка, а сама деятельность представлена процедурно, т,1 как определенная система действий. Педагогическая технЛ логия обеспечивает гарантированный результат, конкретЛ зирует методику, обеспечивает управляемость образователЯ ным процессом [58, 149—150]. Современное понимание гн дагогической технологии раскрыто в книге В.П. БеспальЯ [17], в трудах Ш.А. Амонашвили [4; 5; 6] и трактуется кЯ

86

^■b it і.їимодействия педагога и ребенка в педагогичес-

|)М|'"П' і

^■оиационные педагогические технологии и системы

і і и воспитания дошкольников отличаются вариа-поеобразием и спецификой проявления на прак-

гні они отражают уровень педагогического мастер-^•Тйорчества. Возникновение педагогических систем и миіоііш продиктовано социальным заказом, уровнем

иго педагогической науки, кадровым потенциалом

ікон.

^ Основные образовательные программы

І і Иг тки» — программа нового типа, разработанная ві і коллективом авторов (сотрудников Центра «Донос детство«им. А.В. Запорожца) под руководством Щ мед. наук Л.А. Парамоновой, которые опирались на ра-і шлющихся отечественных ученых (Л.С. Выготского, Щ    In штьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, П.Я. Галь-Й»('НН1. М.И.Лисиной, Н.М. Аксариной, Н.М. Щеловано-LC М. Громбаха, АА. Маркосянаидр.). Инновационные* in 'iii.i программы развивают идеи А.П. Усовой, Е.И. Ради-іміі І Л. Венгера, ФА. Сохина, М.Ю. Кистяковской,и 11 ' лкулиной, AM. Фонарева, НА. Ветлугиной, В.Г. Не-|| др. В ее основу положена Концепция психологичес-► ні іраста как этапа детского развития, характеризующим! ч своей структурой и динамикой.F Киждый психологический возраст включает в себя:

качественно особые, специфические отношения меж-■ ребенком и взрослым (социальная ситуация развития);

определенную иерархию видов деятельности и ее ве-іуііімм піп;

основные психологические достижения ребенка, сви-I і • иг і вующие о развитии психики, сознания и личности. 11с ихологический возраст не совпадает с хронологически!. и один из них по продолжительности не равен другому І Іо-угому в программе выделены возрасты, позволяющие Щтть перспективу развития каждого ребенка, но не пре-IVi MB і ривающие обязательного объединения детей в разнолистные коллективы:

- раннее детство, включающее младенчество (от рожде- но 1 года) и ранний возраст (1—3 года);

87

—дошкольное детство, включающее младший дошколЯ ный возраст (3—5 лет);

—старший дошкольный возраст (5—7 лет).

В основе программы лежит деятельностный подход. ДоЯ тельность развивается, от возраста к возрасту меняютсяЯ содержание и форма. В каждом психологическом возраЛ есть генетическая задача развития. Она появляется в резудИ тате противоречий в системе отношений «ребенок — взраВ лый». Ее решение жизненно важно для полноценного псВ хического развития ребенка и успешного перехода на слЯ дующий возрастной этап.

Генетическая задача предопределяет тип ведущей деятаШ ности (общение, предметная деятельность, игра), в котв рой формируются и перестраиваются психические процвИ сы, происходит развитие личности. Поэтому в програмИ каждый психологический возраст начинается именно с Щ характеристики. Все разделы программы пронизывает иг]Н вая деятельность, что соответствует интересам ребенка I способствует сохранению специфики дошкольного детств

В программе обеспечены задачи развития ребенка по ЧІ тырем основным линиям: социальное, познавательное, зЛ тетическое и физическое. Поскольку развитие ребенка Щ каждой из этих линий происходит неравномерно, их содсД жание для каждого возраста представлено с разной полнИ

Социальное развитие характеризуется общением ребенЯ со взрослыми (родителями и воспитателями в детском сящ и сверстниками. На каждом возрастном этапе оно приобр* тает определенные формы. Общение и разнообразные вид! детской деятельности — главные условия усвоения ребеИ ком нравственных общечеловеческих ценностей, нацив нальных традиций, гражданственности, любви к своей са мье и Родине, формирования самосознания.

В познавательном развитии выделяются следующие зада чи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в oil ружающем мире, формирование способов и средств познД вательной деятельности, способности видеть общее в едН ничном явлении и находить самостоятельное решете возникающих проблем.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве ста новления эстетического отношения к миру и художеств^И ного развития ребенка средствами искусства (музыка, худИ

И

В

ціиіпіая литература, живопись). В основе художественно-йй'іиития лежит формирование художественных способ- ■иггй, детское творчество, интеграция различных видов ^^В|Ш.мости.

II программе физического развития заложены начала здо-

ШМио образа жизни, физической культуры, связанные с

^тмиьіми движениями, дающими ребенку ощущение «мы-

Нриюн радости». Дети получают представления о собствен-

■И теле, учатся адекватно реагировать на изменение окру-

■Ммни-й среды, что позволяет более сознательно относить-

■    ь пюему здоровью, избегать опасностей.Программа включает два блока — базис и вариант его

^Шлм іации.

I Ношеную часть программы для каждого возраста со-Пцйпнют четыре компонента:

характеристики возрастных возможностей психичес-I |tiin развития ребенка; і; ідачи развития; показатели развития; базисные характеристики личности. I К Оазисным характеристикам относятся: компетентность |и циане социального, интеллектуального и физического Вій і пи), эмоциональность, креативность, произвольность, Нйппа тивность, самостоятельность, ответственность, са- ^Ьіісмка, свобода поведения. Эти характеристики склады- HtaivH it дошкольном детстве не одновременно и на каждом ^■Віктпом этапе имеют свое содержание.

К оазису также относится раздел «Общие условия реали- пи программы». В нем даются рекомендации по организа- рйн жизни детей в детском саду (место самодеятельной игры

■         шмосгоятельных видов детской деятельности, специфика Нукольного обучения, работа «предметников» в общем печі   ческом процессе и др.), принципы создания развива-

■Ucfl предметной среды, содержание и формы сотрудниче- НЦн педагога с семьей, работа психолога.

1 Нариант реализации базиса представлен в разделе «Со- Вжанне и условия педагогической работы». Воспитатель, Bir гом собственного профессионального опыта и возмож-Нв iv 11 детей, ориентируясь на заданный базис, может твор- Нци использовать как предложенные, так и другие педа- ^Ьчсские технологии, что обеспечивает открытость про- ■Нимы.

89

«Здоровье», «Речь и речевое общение» — самостоятел ные разделы программы.

В разделе «Здоровье» отражены современные представл) ния о здоровье ребенка как о сохранении и укреплен^ жизнеспособности организма в конкретных условиях соци альной и экологической среды. Здоровьерассматривается как одно из условий, эпределяющих возможность полно ценного физического и психического развития ребенка, как его результат.

В разделе «Речь и речевое общение» доминирующее знач! ниє приобретает развитие у детей уменияустанавливать по помощи речи личностные контакты, налшивать взаимоп! нимание и взаимодействие со взрослыми и сверстникам! Диалог рассматривается в качестве осношой формы общ! ния. В языковом развитии подчеркиваете* роль словотворчі ства, игр со звуками, рифмами, смыслами.

Название программы — «Истоки» — зтражает Henpexd дящее значение дошкольного детства как уникального пі риода, в котором заключаются основы в;его будущего раз вития человека.

Изображенный символ — «источник» — означает, чі ребенок вместе со взрослым, они оба, черпают из неиссяю| емого кладезя общечеловеческой культ/ры, развиваясь ] обогащая друг друга. Только при таком лх сотрудничесті можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенк! Поэтому основным лейтмотивом nporpaNMbi является nepd ход от монологической педагогики к педагогике диалог! ребенка со взрослым, детей между собоі, педагогов друг! другом и родителями. Содержание программы предполагав также диалоги культур и поколений.

II. «Радуга» — программа и руководство по воспитании и обучению детей дошкольного возраста е детском саду. PaJ работана коллективом сотрудников лаборатории дошколі ного воспитания НИИ общего образования Минобразов! ния РФ под руководством канд. пед. наук Т.Н. Дороновои 1989 г. «Радуга» содержит пять программи их методическо обеспечение для каждой возрастной групгы. Авторы преелв дуют цель на протяжении дошкольного детства сформир* вать такие качества личности, как воспитанность, самосто ятельность, целеустремленность, умение поставить nepej собой задачу и добиться ее решения. Этопозволит ребенку

90

■і Потеряв интереса к учению, успешно овладевать знания-■и мс только в школьные годы, но и в дальнейшем.

11с случайно и название программы. Семь цветов радуги ■Соииируются с семью основными видами деятельности и Minimй, в процессе которых происходит воспитание и раз-^Вих ребенка:

физическая культура; игра;

изобразительная деятельность и труд (на основе зна-Вмстна с народным декоративно-прикладным искусством);; - музыка и пластика;

развитие речи и ознакомление с окружающим миром; математика. Красный цвет в «радуге» дошкольного детства отдается Іімому важному предмету воспитания — физической куль-»цн- 1'ебенок должен почувствовать мышечную радость и ИН'ік >бить движение. Это поможет ему приобщиться к спорту, Широкому образу жизни. Возникнет потребность в движении и згу потребность он пронесет через всю жизнь.

И руководстве показано, как постепенно, начиная с младшею дошкольного возраста, формируется необходимость в ■Н'шчсском совершенствовании и самостоятельных заняти-■«. происходит овладение знаниями, умениями, воспиты-Щичої привычка к здоровому образу жизни.

И' к питателям предлагаются разнообразные формы органи і.ший физического воспитания, методические приемы.

Нн рлмма ничего не навязывает, а дает только рекомендации, ісм самым предоставляя возможность для творческого Поиска наиболее эффективных и гуманных средств для ее |*чип зации. III. «Детство» — комплексная образовательная программа 111С ґавлена коллективом преподавателей кафедры дошколь-мни педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербурга їм 1/1 руководством Л.А. Парамоновой в 1995 г. Основана на ■іинципах гуманистической педагогики, личностно-деятель-" " того подхода к развитию и воспитанию ребенка-до-■Ишльника. І Ірограмма включает три части в соответствии с тремя ■уисиями дошкольного возраста (младший, средний, стар- ■Мй). В основу каждой из них положены общие идеи, отра- ■Цницие взгляды авторов на дошкольное детство, его зна- !<• и жизни человека, условия эффективного развития в 91 эти годы. В наиболее близких и естественных для ребеня видах деятельности происходит его интеллектуальное, эмЯ ционально-нравственное, волевое, социально-личностнОИ развитие. Содержание программы условно объединяется вокруг чМ тырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношв ние», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Блок «ГумаИ ное отношение» ориентирует детей на доброжелательней бережное, заботливое отношение к миру. Назначение блоЯ «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообрвЯ ные способы познания окружающего мира (сравнение, элн ментарный анализ, обобщение и др.). IV. «Развитие» — комплексная образовательная програм мЯ разрабатывалась коллективом авторов под руководством да ра психол. наук Л.А. Венгера в 1989 г., работа была продолШ жена под руководством чл.-корр. РАО, д-ра психол. наЛ О.М. Дьяченко. Программа составлена для каждой возрастной группы. ОН содержит объяснительную записку и детальную характерИ стику работы в каждой из групп. В основе программы два теоретических положения. Пев вое — теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольноН детства, согласно которой основной путь развития ребенш заключается в обогащении и наполнении его наиболее зн Л чимыми формами и способами деятельности. Второй — ком цепция ЛА. Венгера о развитии способностей, ведущей ЛЯ ний в развитии ребенка. Они помогают ему анализировав деятельность, находить собственные решения в различный ситуациях и к концу дошкольного возраста осознанно отнов ситься к ней. Цель программы — развитие умственных и художестве™ ных способностей ребенка в специфических видах его дсШ тельности. Для реализации программы требуется установляв ние новых взаимоотношений между взрослыми и детьми iffJ основе личностно-ориентированной модели воспитания. ПредЦ полагаются новые формы и методы. Не только воспитателя но и родители включаются в развивающую образователіД ную работу с детьми. При разработке программы прежде всего учитывалооЯ какие средства решения познавательных и творческих задав должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти может быть сделано более эффективно. I V. «Из детства — в отрочество» — комплексная про-імм.і для родителей и воспитателей по формированию здо-|н.ч и развитию детей 4—7 лет, созданная коллективом щит иод руководством канд. пед. наук Т.Н. Дороновой, і [роена на концепции защиты прав и достоинства ма-II.ь і и о ребенка [43]. Программа решает задачу взаимодей-іим ДОУ с семьей. При новой основой взаимодействия являются междуна-МЫе (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ■Нка), а также Российские документы (Конституция РФ, мсйиый кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об ввных гарантиях прав ребенка в РФ»). II программе отражены важнейшие положения этих доку-ііпіі:право ребенка на образование; і ісрежное отношение к индивидуальности каждого реки, особенностям его развития; право ребенка на защиту от всех форм физического и Ш|Инического насилия, оскорбления и т.п.; взаимодействие ДОУ с семьей с целью формирования Цііроііья, воспитания и полноценного развития ребенка. И программе выделены два направления — «Здоровье» и •Си ти гие». I Управление «Здоровье» обеспечивает охрану и укрепле- IIIH' физического и психического здоровья детей, их разви- , эмоциональное благополучие. Основная тактика взаи- Мшігііствия ДОУ с родителями — активное включение их в пПучсиие и оценку здоровья ребенка для выбора предпоч- пнеиыюй индивидуальной работы с ним. I Управление «Развитие» нацелено на формирование ба-ІШ пых черт личности ребенка, приобщение его к общече-Ионеческим ценностям. ()собенность содержательной части направлений програм-Мі.і публицистический характер вводной и основной (рекомендательно-педагогической) частей. Для реализации про-цшммы создан комплект методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающих целостность ювательного процесса, реализующих активность и со-I іі.ісованность всех участников образовательного процесса. Иш ювация данной технологии заключается прежде всего в и імеиении парадигмы (образца) взаимодействия взрослых и НТЄЙ. 93


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: