Специальность 050703
«Дошкольная педагогики и психология»
Квалификация
«Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»
Москва, 2000
Дошкольная педагогика как наука: предмет и функции дошкольной педагогики. Философские основы воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание и развитие: дея-тельностный и личностный подход. Воспитание — ведущая функция дошкольной педагогики. Обучение — сущностная сторона образовательного процесса. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания. Психолого-педагогические особенности детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Ребенок и социум. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Система дошкольного образования: структура, содержание и технология. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь. Целостность и гармоничность физического, социального, познавательного и художественно-эстетического развития ребенка. Гуманизация содержания дошкольного образования. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста (предметная, познавательная, игровая, художественно-эстетическая деятельности и общение). Построение предметно-развивающей среды. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка. Соотношение обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в разных педагогических теориях.
193
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
V 1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, задачи, функции, источники, методы.
2. Методологические основы дошкольной педагогики.
3. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
4. Психолого-педагогические особенности детей раннего, младшего дошкольного возраста.
5. Психолого-педагогические особенности детей средней) и старшего дошкольного возраста.
6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога.
| 7. Система дошкольного образования: структура, содержание и технология.
8. Теоретические основы образовательного процесса ДОУ,
9. Структура, компоненты образовательного процессеДОУ, их взаимосвязь.
10.Характеристика современных образовательных программ ДОУ.
11.Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.
12.Планирование образовательного процесса ДОУ: значение, виды, принципы.
13.Гуманизация содержания дошкольного образования.
14.Психолого-педагогические аспекты взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ и вне его.
\ '15. Особенности социально-нравственного развития и воспитания дошкольников: задачи, содержание, факторы, пути.
16.Воспитание гуманизма у дошкольников.
17.Воспитание коллективистских (общественных) качестн дошкольника.
18.Воспитание патриотизма у дошкольников.
19.Особенности физического развития и воспитания дошкольников: задачи, содержание, факторы, принципы, пути.
20.Характеристика дополнительных программ по физическому воспитанию дошкольников.
21.Воспитание, развитие и обучение детей раннего возраста в предметной деятельности.
22.Воспитание, развитие и обучение детей раннего возраста в деятельности общения.
194
23.Особенности взаимодействия педагога с детьми.
24.Особенности взаимодействия детей со сверстниками.
25.Воспитание, развитие и обучение дошкольников в игровой деятельности.
26.Роль и значение предметно-игровой среды в становлении личности дошкольника.
27.Воспитание, развитие и обучение дошкольников в учебно-познавательной деятельности.
28.Обучение — форма организации учебно-познавательной деятельности.
29.Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников.
30.Характеристика современных методов обучения дошкольников: моделирование, экспериментирование, исследовательские методы.
31.Воспитание, обучение и развитие детей в художественно-эстетической деятельности.
32.Характеристика современных программ художественно-эстетического воспитания детей.
33.Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ: виды, содержание, принципы, параметры.
34. Технология развития дизайнерских умений у дошкольников.
35. Характеристика современных инновационных педагогических систем обучения и развития дошкольников.
И36. Характеристика современных инновационных технологий обучения и развития дошкольников.
37.Основные вопросы семейного воспитания.
38.Ребенок в системе «Детский сад — семья».
1 39. Взаимодействие ДОУ с семьей — создание единого образовательного пространства.
40.Ребенок в системе «Детский сад — школа».
41.Сущность процесса преемственности в дошкольном образовании.
42.Готовность ребенка к школе как целостное, многоаспектное явление.
43.Использование развивающих технологий образования в процессе подготовки ребенка к школьному обучению.
44.Пути решения предшкольного образования.
45.Пути взаимодействия ДОУ со школой.
46.Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
195