Ребенок в системе «детский сад — семья»

Семья в дошкольной педагогике рассматривается как одна из сфер жизненного пространства ребенка. Исслсло вания подтверждают, что в первые годы жизни ребет-і семья оказывает самое сильное влияние на его развитМ, Дошкольная педагогика изучает семью как уникальное яі» ление. Эта уникальность связана с понятием «социокуль* турное окружение» — характеристика бытового, предмсі ного мира семьи, ее социально-этическая характеристику типология, характеристика обычаев, традиций. Социокуш. турная семья от поколения к поколению воспроизводи і общечеловеческие ценности — и от этого зависит в целом жизнеспособность общества (Е.П. Арнаутова, А.В. Добро вич, В.К. Котырло, С.А. Ладывир и др.).

Факторы, от которых зависит воздействие семьи на ребенка, различные: статус данной семьи в обществе, уро вень социальной культуры общества, типология, ее микро климат и т.п.

182

(

В литературе факторы жизнедеятельности семьи подразделяются на следующие виды: — социально-культурный (социальное положение роди-телей, культурный и образовательный уровни семьи, ха-I рактер семейных отношений, уровень педагогической куль-I гуры) [97];

—социально-экономический (материальное положение I семьи);

—технико-гигиенический (районирование, зонирование I проживания семьи и т.д.);

—демографический (состав семьи, количество детей, I наличие родственников, опекунов, возраст и пол ее членов I и т.д.).

В литературе различают следующие разновидности семей:

—полная сложная (трехпоколенная);

—полная измененная (один из родителей не родной по I крови);

—неполная;

—полная простая (родители и дети).

С появлением детей в семье родители должны быть пси-I хологически готовы к изменению обязанностей и пергме-I нам в социокультурной среде. Современным родителям нуж-I ны психолого-педагогические знания. Они не только необ-I ходимы для успешного воспитания детей внутри семьи, но I и способствуют объединению усилий родителей и педагогов. І В зарубежной и отечественной литературе указывается, что | характер таких совместных усилий зависит от модели се-■ мейного воспитания [26; 33; 89; 155].

Различают три модели семейного воспитания: латино-ев-I ропейскую, скандинавскую и англо-саксонскую.

Первые две модели период дошкольного детства рассмат-I ривают как предмет педагогической опеки. Близкие возла-I гают определенные ожидания на ребенка, т.е. направляют, I планируют всю его жизнь, отдают к специалистам, педаго-І іам. Поэтому при этих двух моделях ребенок кратковремен-I по пребывает в родительском окружении. Воспитание при-I імосабливается не к потребностям ребенка, а к потребное -I him взрослых членов семьи. Эти модели распространены во І Франции, Италии, Финляндии, Швеции.

Третья модель рассматривает ребенка-дошкольника как I независимую развивающуюся личность. Ребенок с рожде-

183

пин имеет права и обязанности, право на полноценную |К.мінмацию своих индивидуальных возможностей. Ролі понимают, что природа дошкольного детства не при излишней опеки, ребенка стараются воспитывать и і где ему обеспечивают комфортные психологические- yt Щ

ВИЯ, ПреДОСТаВЛЯЮТ ПОЗИТИВНУЮ Свободу. В ДОСТУПIII.|\ <|и1|1

мах используется помощь квалифицированных спешили! тов, ребенок находится 2—3 ч в общественных дошко и нЫ

учреждениях. Модель характерна для современной Ані     

Канады, США, Германии.

Как видно из описания, модели семейного восгпп.шм строятся на различном характере взаимодействия взр< к «їм

и детей. Первые две модели предполагают авторитарі        

мира взрослых, их главенствующее начало. Третья моделі строится на педагогике сотрудничества, признает равеї к і щ мира детей и мира взрослых. Модели отличаются сти и ■. воспитания, характеризующим определенный взгляд обик ства на ребенка.

Замечено, что и в старшем дошкольном возрасте у дсчрй при авторитарной системе воспитания не проявляют мостоятельность, инициатива, начала творчества. Факты 1X1 ворят о том, что к подростковому возрасту именно в семьи» с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты б родителями, отдаляются от семьи [149].

При демократическом стиле семейного воспитания ро дители являются организаторами жизни и деятельности веет семейного коллектива. Отношения мужа и жены, а таюЩ других членов семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друї о друге. В семьях демократического типа дети очень раин становятся деятельными участниками жизни семьи, ее труди и отдыха. Уже с детьми 4—5 лет, а тем более старшего возраста, отец и мать обсуждают вопросы, доступные их пониманию. Так дошкольник приобщается к жизни сем 1.11 к ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше понять своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя требования, взрослыс обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем дети знают слова «можно», «надо», «нельзя».

184

(

Демократический стиль семейного воспитания дает наи-рлыиий эффект в формировании у детей активного послу-Шния и сознательной дисциплины, нравственной, осознава-Иой заинтересованности в делах семьи в событиях окружаю-іей общественной жизни. У детей формируется инициатива, нходчивость, начала творческого подхода при выполнении врученного дела, в игре. При этом родители пользуются ав-)ритетом у детей. Наказания в этих семьях обычно не приме-■іяются — достаточно порицания или огорчения родителей. ИОднако замечено и следующее: в семье как будто бы демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, ■Поскольку родители нарушают важные педагогические прин-■ципы. Например, в семье принят демократический стиль от-■Ношений с детьми, уважение личности ребенка, но родите-■лям не удается при этом определить меру требовательности, ■ организовать режим дня. Родители бывают непоследовательны I м іребованиях, не имеют единого подхода к детям.

Особенности семьи как воспитательного фактора раскры-|ты в работах ТА. Марковой, О.Л. Зверевой, Г.Н. Ганичевой, 1 Л.В. Загик, Т.А. Куликовой и др. Семья для ребенка — это I место его рождения и основная среда обитания. Влияние I семьи на ребенка специфично и имеет ряд особенностей:

—   по своей природе влияние семьи основано на особыхI чувствах. Эти чувства дают интимно-личностную связь,

единство с родителями. Нежность, ласка, забота, великоду-іпие, умение прощать — эти чувства дают ребенку ощущение счастья, радости бытия. Они определяют приоритетную I ценность дома и семьи;

—   семья представляет собой разновозрастную группу,I поэтому в ней существуют разные ценности и идеалы, но в

хорошей счастливой семье они гармонизируются на основе создания семейных традиций;

—   в семье создается естественная среда для включенияребенка в различные виды деятельности;

—   воздействие семьи на ребенка постоянно, и диапазон1 его очень широк. Воспитывает быт семьи, уклад жизни,

взаимоотношения взрослых, традиции.

Выражение «дети — зеркало семьи» удивительно точно

передает ориентацию ребенка на те духовные и моральные

1 ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье

свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нрав-

185

ственные ценности. Родители всячески стіимулируют и но ощряют такие поступки, действия, способна поведения, ко» торые отвечают их представлениям о том, 'что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-л<етнего сына «дй вать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учи тывая, что причиной ссор, конфликтов у.детей бывают не столько злой умысел, сколько неумение вьисказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность пюведения.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает способами по ведения, общения и взаимодействия с окружающими людьми Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сыпи, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслу шивание жалоб воспитателей типа «дрался на занятии». 11# зря многие педагоги считали, что семейное воспитание -это прежде всего самовоспитание родителей, поскольку очс і и сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которьпе постоянно демонстрируют (А.С. Макаренко, Н.К. Крупсікая).

Важный фактор становления личности — осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответ* ствующим ролевым поведением. Ученые называют это ф<»р мированием психологического пола и отмечают особую ролі семьи в данном процессе. Ребенок видит пршмер поведении родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества^ строит свое поведение на основе подражаніия, сообразуясь со своим полом.

Представляя собой малую группу, своего ірода «микрокое» мое», семья наиболее соответствует требованиіям постелені и >і 11 приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного рае* ширения его кругозора и опыта. При этом сліедует учитынл 11 что семья не однородная, г дифференцировавшая социальна* группа. В ней представлены различные возрастные (старшііс ц младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины подчас и профессиональные «подсистемы» (мама — учитель-ница, папа — шофер).

Таким образом, современная дошкольнаїя наука подчер» кивает приоритет семьи е воспитании ребешка, проявл щийся в многообразии форм взаимодействия, в диапазон, ценностей, которые осваивает ребенок.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализукн весь комплекс взаимодействия с ребенком.. Причины ра'|«

186

I ные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — I не умеют этого делать, третьи — не понимают, зачем им І это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная по-1 мощь ДОУ. Возрастание роли образования, которое наблю-I дается во многих странах мира, в том числе и в нашей I стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Что-I бы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОУ I должно пересматривать содержание и качество образова-I тельной работы с детьми, искать пути более сильного вли-I яния на каждого ребенка. Это ставит педагогический кол-I лектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое про-} странство для развития ребенка. Следует отметить, что педагоги ДОУ не всегда проникаются сознанием важности и I необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он на-] ходится в детском саду с утра до вечера, поэтому не страшно, если родители воспитывают его неправильно». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я знаю I его лучше всех, значит, и воспитываю сама. А в детском і саду — лишь бы ничего не случилось, был бы цел и не-иредим».

Таким образом, две стороны, очень близкие к дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Положительных результатов это не дает. Необходимо учитывать, в решении каких іадач воспитания может быть сильнее одна сторона (ДОУ 1 или семья) и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональ-. ном, половом воспитании возможности семьи значительно I иыше, чем возможности ДОУ. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей, подготовку детей к школе.

Таким образом, можно сделать вывод о желательности і нзаимодействия, сотрудничества ДОУ и семьи.

Инициатором установления сотрудничества должны быть

I педагоги ДОУ, которые профессионально подготовлены к

I образовательной работе и понимают, что ее успешность за-

! иисит от согласованности, преемственности в воспитании

детей.

187

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных у§1 тановок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенапі ленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Ми ровая статистика убеждает, что современное семени.. воспитание не столь эффективно, как должно быть. По і во многих странах разрабатываются специальные прої і мы, направленные на повышение педагогической культуру семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей | целью повышения их педагогической культуры — одно і. направлений в сотрудничестве детского сада и семьи.

Рассмотрим, как отражена работа с семьей в программ«

«Из детства — в отрочество» [36]. Авторы отмечают, 'і      

настоящее время мы имеем трагичную ситуацию в семі Й

ном воспитании. Исследования показали, что систем;

щественного дошкольного воспитания никогда не достиі нет успеха в области развития личности, так как до 8 jiet родители для ребенка — главное, поэтому ДОУ нужно гри мотно научиться взаимодействовать с родителями. За рубм жом семья — предмет многочисленных научных исследои.і ний. В нашей стране таких исследований проводится недо статочно. Родители остаются наблюдателями и критиками ДОУ. 72% родителей не испытывают доверия к детскому саду как образовательному учреждению, а рассматриваю! его как сферу ухода и присмотра за ребенком, поскольку сотрудники не умеют разъяснять родителям, чем заним.і

ются детские сады. С другой стороны, многие родител       

привыкли работать с ребенком и ждут результатов от нем питателя.

Авторы программы видят пути разрешения проблем u | том, чтобы строить взаимоотношения с родителями по днум направлениям.

1. Просветительское», которое необходимо начать со та комства с программой, по которой работает детский сад Чтобы родители заинтересовались ею, устраиваются нетрі» диционные родительские собрания. В начале учебного годе знакомство проходит в игровой форме, выставляются дето» кие работы за прошлый год. В конце года подобный праад ник проходит в полуигровой форме, награждаются родит#«ли, которые выполнили рекомендации, данные в началі года.

188

(

2. Работа с родителями, дети которых не посещают детский сад, но живут рядом. Организуются группы неполного дня на 2 ч.

В обоих направлениях взаимодействия с родителями дол-I жны строиться в форме доверительных контактов. Все пред-I стоящие мероприятия оговариваются заранее.

Весь сентябрь авторы предлагают потратить на изучение I ребенка и его родителей. Заводится тетрадь, где родителям предлагается вписать свою ФИО в то время, когда ему I удобно встретиться с педагогом для беседы, посвященной I обсуждению возникающих проблем, результатов диагностики, совместному прогнозированию уровня развития ребенка.

Задачи, которые помогают реализовать преемственность:

—оказать помощь семье в виде педагогического просвещения;

—повышать педагогическую культуру работы с молодой семьей;

—помогать семье во всестороннем развитии ребенка.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов ДОУ и членов семей воспитанников.

Все формы работы с семьей можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным относятся такие формы работы, как родительские собрания, конференции, дни открытых дверей. В отдельных случаях возникает необходимость и в посещении педагогом семьи.

Педагогические консультации — одна из традиционных форм, давно используется в практике. Нужно знать заранее уровень педагогической просвещенности родителей. Встречаются как высокий, так и средний и даже низкий уровень [46]. В зависимости от этого педагог, готовя консультацию для родителей с высоким и средним уровнем, выбирает групповую форму. Для низкого уровня — индивидуальную консультацию в форме советов, инструкций, вопросов к родителям, совместного анализа проблем данной семьи.

Для повышения эффективности консультаций можно использовать ряд специальных оценочных показателей, которые помогут педагогу вносить коррективы:

189

• і їмсін'ііііс ікнреОпосіей родителей її псдлгогичоСМ знаниях (появляется ли интерес, задают ли вопросы);

—самостоятельное стремление родителей, инициа і ИИ| получении консультаций;

—изменение отношения родителей к своему ребенк)

 

—появляющееся у родителей умение оценивать свои Ні дагогические способности;

—стремление родителей обсуждать с педагогами помни ки педагогической литературы.

Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с ссмьеЛі семейные посиделки, вечера, вернисажи, день семьи (2 рип в год), телефон доверия, клуб выходного дня, клуб «Х(юшка», нетрадиционный праздник «Моя родословная» < старших дошкольников), конверт откровений, где роли і описывают свои проблемы, организация библиотеки для і»і дителей, выпуск газеты, журнала, организация творче» і мастерских, студий, клубов, секций для родителей идеи п А.В. Петровский предлагает такую форму, как «докеріі тельный деловой контакт», который включает в себя грм этапа [114]:

1-й — трансляция родителям положительного образа и* ребенка. Для этого надо проявлять искренний интерес к родителям, уметь выслушать их, обсудить интересующие их вопросы;

2-й — трансляция родителям педагогических знаний (дан ные диагностики по их ребенку);

3-Й — ТеСНОе ВЗаИМОДеЙСТВИе С родителями ПО ВОСПИ 1.1

нию и развитию ребенка.

Таким образом, под взаимодействием ДОУ с семьей по* нимается способ организации совместной деятельности родителей и педагогов на основе общения. Результатом взаимодействия должны стать положительные, искренние отношения, построенные на открытости ДОУ как системы, Пример открытости должен давать педагог. Содержание, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи см.: [37].

Итак, в системе «Ребенок — детский сад» существует взаимодействие двух социальных институтов: дошкольных учреждений и семьи. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

190

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что I семья и детский сад в хронологическом ряду связаны фор-I мой преемственности, что обеспечивает непрерывность вос-I питания и обучения детей. Авторы концепции подчеркива-I ют, что современные дошкольные учреждения должны осиливать новые принципы и рекомендации взаимодействия I с семьей.

Первая линия (принцип) — взаимодействия двух соци-I іільньгх институтов. Семья и детский сад имеют свои особые I функции и не могут заменить друг друга.

Вторая линия — доверительный деловой контакт между I семьей и детским садом, в ходе которого корректируется I воспитательская позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.

Авторы Концепции подчеркивают, что осуществить преемственность в работе детского сада и семьи в полной мере возможно при осуществлении следующих рекомендаций: I использование планового исследовательского подхода, т.е. современный педагог должен ориентироваться в новых понятиях, связанных с проблемами семьи: открытый детский сад, методы изучения семьи, формы взаимодействия ДОУ ' и близких ребенка, совместные сферы деятельности ДОУ и I семьи, попечительский совет.

В Концепции указывается, что детский сад должен осваивать нетрадиционные способы оказания помощи в социальной адаптации семей, т.е. осуществление поддержки, пропаганда преимущества полных семей, помощь в воссоздании семей. Детский сад должен оказывать помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, открывать группы с удобным для семьи графиком работы, группы по оказанию специальных услуг семьям.

Вышеперечисленные услуги возможно оказывать, если ДОУ организовано по новому типу работы — стиль открытого детского сада, внедрение идей педагогики содружества и сотрудничества.

В результате можно сделать вывод, что ребенок в системе «Детский сад — семья» является равноправным членом данной системы. Положение ребенка в этой системе определяется тем, что он требует постоянного внимания — он нуждается и в родительской любви и во внимании со стороны

191

воспитателя. Взаимодействие ДОУ с семьей должно помогать в решении задач данной системы и включать как тр| диционные, так и нетрадиционные формы работы.

Вопросы

1. Какова сущностная характеристика семьи как сошт культурного окружения?

2. В чем особенности воспитательного потенциала семьи?

3. В чем заключается объективное назначение взаимо связи ДОУ с семьей?

4. Какие концептуальные основы положены в оснону взаимодействия ДОУ и семьи?

5. Какие Вы знаете современные формы взаимодействии дошкольного учреждения с семьей?

6. Как в Концепции дошкольного воспитания рассм.и ривается взаимодействие ДОУ и семьи?

ПРИЛОЖЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: