Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1-8

ВАРИАНТ 11

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1-8

Лука ( выходя из кухни). Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте?

Барон. Идём с нами!

Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!

Лука. Не лучше трезвого-то...

Актёр. Идём, старик... я тебе продекламирую куплеты...

Лука. Чего это?

Актёр. Стихи, - понимаешь?

Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..

Актёр. Это - смешно... А иногда - грустно...

Сатин. Ну, куплетист, идёшь? (Уходит с Бароном).

Актёр. Иду... я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения... начало я забыл... забыл! (Потирает лоб).

Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка... ходи!

Медведев. Не туда я пошёл... пострели её!

Актёр. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память... А теперь вот... кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу). Встану... и... (Молчит). Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?

Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом - вся душа...

Актёр. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему - погиб? Веры у меня не было... Кончен я...

Лука. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница - тоже человек... и даже - рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди...

Актёр (задумчиво). Куда? Где это?

Лука. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое... Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и - терпи... А потом - вылечишься... и начнёшь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приёма...

Актёр (улыбаясь). Снова... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова? (Смеётся). Ну...да! Я могу?! Ведь могу, а?

Лука. А чего? Человек - всё может... лишь бы захотел...

Актёр (вдруг, как бы проснувшись). Ты - чудак! Прощай пока! (Свистит). Старичок... прощай... (Уходит).

                                                                            (М. Горький "На дне")

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания

 

1. Изображая "дно" жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине XIX века. Укажите его название.

2. Назовите жанр, к которому относится пьеса М. Горького "На дне".

3. Приведённая сцена, как и другие сцены пьесы, строится на общении персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?

4. Установите соответствие между персонажами горьковской пьесы и их репликами, важными для проблематики "На дне".

персонажи реплики
А) Сатин 1) "А ниточки-то гнилые"
Б) Актёр 2) "Во что веришь - то и есть"
В) Бубнов 3) "В карете прошлого далеко не уедешь"  
  4) "Без имени нет человека"

Запишите   выбранные цифры под соответствующими буквами 

5. Как называются встречающиеся во фрагменте краткие изречения ("В любимом - вся душа...", "Человек - всё может... лишь бы захотел..."), несущие в себе жизненные обобщения и характеризующиеся яркостью и меткостью в выражении мысли?

6. В реплике Актёра встречаются одни и те же слова: "Снова... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова? (Смеётся). Ну...да! Я могу? Ведь могу, а?" Как называется этот приём, способствующий усилению смысла высказывания?

7. Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актёр прибегает к неожиданной аналогии ("это, брат, как... водка!.."). Назовите приём, который использует в своей речи герой.

 

    Для выполнения задания 8 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём –10 -15 предложений).

8. Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 9–13

 

«Сентябрь» Н.А. Заболоцкий (1957)

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

 

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

 

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

 

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

 

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Ответом к заданиям 9–12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания.

 

9. Каким литературоведческим термином принято обозначать картины природы («Сыплет дождик большие горошины, / Рвётся ветер, и даль нечиста...»)?

10. Укажите номер строки, в которой внешность героини характеризуется с помощью образа, традиционного для русских народных сказок.

11. Как называется сопоставление двух явлений, предметов, лиц с целью пояснения одного с помощью другого?

Словно девушка, вспыхнув, орешина

 Засияла в конце сентября.

12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных во втором четверостишии данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) перифраз

2) гипербола

3) инверсия

4) сравнение

5) эпитет

        

    Для выполнения задания 13 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём –10 -15 предложений).

13. Охарактеризуйте особенности портрета, созданного в стихотворении «Сентябрь».

 

КУРГАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Структурное подразделение среднего профессионального образования

РАССМОТРЕНО Протокол заседания цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин от «30»   августа  2019г. №1 Председатель ЦК ________Е.В.Васильева ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ по учебной дисциплине                    «Литература» (промежуточная аттестация) Специальность: 27.02.03, 23.02.01, 09.02.01, 13.02.07, 08.02.10 Курс 1 Семестр 2   УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе и качеству образования КИЖТ УрГУПС   ________О.А.Шабалина «30»   августа 2019г.

ВАРИАНТ 12

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1-8

Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему.

Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:

— Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин. — И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.

На лице его было сиянье самодовольства и счастия.

Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.

«Хорошо бы это было, — подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, — хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после неё там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила — неопределённая, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, — великое всё или ничего, — говорил он сам себе, — или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо — составляли главное основание его горячечных представлений.

Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение.

                                                                  Л. Н. Толстой «Война и мир»

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания

  1. К какому литературному жанру принадлежит «Война и мир»?

2. Назовите имя и фамилию старого князя — владельца усадьбы Лысые Горы.

3. Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Войне и мире»?

4. Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и связанными с ними сюжетными ситуациями.


 

ПЕРСОНАЖИ

А. князь Андрей

Б. Пьер

В. Элен

 

СЮЖЕТНЫЕ СИТУАЦИИ

1. вынашивает план покушения на Наполеона

2. организует «профранцузский» кружок

3. разочаровывается в Наполеоне, оставив идею «своего Тулона»

4. участвует в переговорах с Наполеоном


        Запишите в бланк ответов   цифрой выбранный вариант рядом с буквой

5. Фраза «Хорошо бы это было... ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье» является началом высказывания князя Андрея, обращённого к самому себе и не произнесённого вслух. Как называется использованный здесь приём?

6. Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)?

7. Как называется вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»

 

    Для выполнения задания 8 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём –10 -15 предложений).

8.  Почему князь Андрей Болконский разочаровывается  в  Наполеоне и оставляет идею «своего Тулона»?

 

Часть 2.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: