Аналогичные проекты. Анализ решений и методов реализации

На сегодня в музейной практике часто используются фонограммы с целью привлечь посетителей, создать позитивное впечатление об экспозиции и усилить эффект погружения в историю, заложенную авторами. Предполагается, что звуковое оформление экспозиции в первую очередь является выгодным с экономической точки зрения способом привлечения новых клиентов, главным достоинством которого будет «захватывающий опыт» для посетителей, привыкших к традиционному формату выставок. Тем не менее многие музеи решили включить в состав экспозиции звуковые элементы, тем самым развеивая устоявшееся убеждение о том, что музеи – это места молчания.[22]

Никос Бубарис утверждает, что современная «культура молчания» в музеях способствует одностороннему или узкому понимаю выставки, в то время как «звучащая экспозиция» способствует развитию открытого и плюралистического музея, экспозиции которого подходят для многогранной интерпретации. С его точки зрения, есть основания полагать, что звук или музыка, используемые в музейных экспозициях, имеют свойство способствовать вариативности мышления, если речь идет о спорных исторических темах. Таким образом, создание звуковых инсталляций способствует возникновению так называемых «диалоговых» или «полифонических» выставок, которые, по мнению Мэри Хатчисон и Леи Коллинз, смогут учесть все точки зрения на различного рода проблемы и указать на ценность устной передачи исторических событий.[23]

Тим Бун – руководитель отдела исследований и публичной истории музея наука в Лондоне утверждает: «Большинство музеев уделяют много внимания тому, как они выглядят, и практически никто не думает о том, как они звучат»

В то же время намечается тенденция к выставке самого звука как музейного экспоната в отрыве от материальных носителей. Ярким примером может служить работа Мика Гордона над новой частью Doom. В процессе создания саундтрека, Мик Гордон использовал необычные способы синтеза звука, добавляя множество креативных элементов, непонятных не подготовленному слушателю. Благодаря такому подходу, его работа была горячо встречена публикой и критиками и стала культовой. Так же, как мастерство и интересные способы выражения ценятся в работах художников, так и изобретательность в работе со звуком и музыкой могут представлять большую ценность.

Для успешной реализации проекта необходимо учитывать опыт аналогичных проектов. При помощи детального анализа деятельности музеев со схожей тематикой и направленностью мы сможем избежать ошибок и перенять подходящие решения и проверенные методы их реализации.

Для анализа были выделены три музея, наиболее близкие к идее работы: Санкт-Петербургский музей звука, Дом музыки в Вене и Музей звука в Одессе, а так же несколько проектов музейной направленности.

Музей звука в Санкт-Петербурге – это идейный продолжатель Галереи Экспериментального Звука, которая занималась изучением, созданием современной музыки и ее освещением. Изначально галерея задумывалась как творческая лаборатория, в которой музыканты могли бы экспериментировать со звуком и создавать композиции, не подходящие для широкой публики.

Первые выступления проходили в свободной атмосфере. Позднее площадка стала концертным залом, который стал ориентироваться на импровизационную и экспериментальную музыку. В 2015 году был основан интерактивный Музей Звука, который позволял посетителям увидеть экспериментальные инструменты, архивные записи концертов и звуковую карту Петербурга.

На сегодня музей является местом, где проводятся концерты современной музыки, выставки, читаются лекции.

Из общего ряда выбивается интерактивная выставка авторских музыкальных инструментов. В этом зале располагаются экспериментальные музыкальные инструменты с новыми, необычными тембрами и характером звучания. Примечательно и то, что эта выставка является интерактивной, что означает возможность игры на выставленных инструментах для посетителя.

Отдельного упоминания стоит карта звуков Санкт-Петербурга, которая является «открытым проектом». Это значит, что каждый может записать звуки той или иной части города и прислать ее на рассмотрение. По словам авторов проекта лучшие записи после будут выставлены в самом музее, а также попадут в онлайн версию карты.

Сама карта представлена в двух вариантах – онлайн версия и находящаяся непосредственно в самом музее интерактивная система, которая позволяет разделить весь город на отдельные зоны, каждая из которых звучит по-своему. Система не зависит от пользователя. Это значит, что при повторном прослушивании одной и той же части в разные промежутки времени не получится услышать одну и ту же запись.

Не менее интересной и необычной частью музея является Звуковой театр. Он «…работает с "отстранением" акустического пространства сцены. При этом происходит минимизация средств высказывания за счет отказа от сценической речи: диалоги, реплики полностью отсутствуют; "история" формируется из звуков самих действий и перемещений актеров: в спектакле используются контактные микрофоны и пьезоэлектрические датчики, которые многократно усиливают самые незначительные повседневные звуки - например, передавая шорох карандаша по бумаге при письме. Таким образом, сцена звукового спектакля становится акустическим пространством, в котором любой звук является элементом театрального действия», - сообщает режиссер Звукового театра Екатерина Лопатина.

Музей также является вместилищем различного рода исторических материалов, который хранится в архиве музея. В нем сумело сохраниться большое количество записей выступлений как отечественных, так и зарубежных артистов. В нем наблюдаются записи импровизационной музыки, электроакустики, индастриала и эмбиента.

С 2013 года на территории музея работает школа импровизационной музыки. Толчком для ее основания послужило малое количество учреждений, где преподают импровизацию. Школа в основном ориентирована на тех, кто уже имеет определенный уровень игры на том или ином музыкальном инструменте. Учащимися изучаются теоретические основы и история импровизации. При школе имеется Учебный оркестр, в составе которого можно наблюдать как преподавателей, так и выпускников школы.

Дом музыки в Вене. Был открыт в 2000 году, располагается в центре вены. Размеры этого интерактивного музея превышают 5000 квадратных метров. Всего в музее четыре этажа. Сам музей находится в историческом здании, которое принадлежало эрцгерцогу Карлу. Здесь же проживал Отто Николаи – композитор, дирижер, который основал Венский филармонический оркестр.

На первом этаже располагается музей Венского филармонического оркестра. Здесь рассказывается история основания коллектива и полученные им награды. В одном из специально оборудованных залов расположен экран, на который проецируются записи концертов оркестра.

На втором этаже находится «Соносфера». Здесь посетители могут услышать звуки, которые сопровождают их на протяжении всей жизни, начиная с утробы матери. Здесь же расположены залы под названиями «Зал гигантских музыкальных инструментов» и «Море голосов».

Одна из самых интересных и познавательных частей этого этажа – интерактивные стенды, которые позволяют проводить со звуком различные манипуляции. Здесь же можно получить информацию о том, чем отличаются высокие и низкие частоты, как частота связана с нотой, увидеть как выглядят те или иные звуковые волны. В соседнем зале посетителю дается возможность попробовать различные модуляции со своим голосом. После записи его можно обработать различными способами, среди которых: частотная обработка, питч коррекция и изменение форманты.

В зале под названием «Звуки моря» посетителями дается возможность смешивать различные звуки, получая таким образом что-то принципиально новое. Некоторые результаты своей работы можно заказать на отдельном CDдиске.

В зале «Звуковая галерея» находится схожая со звуковой картой Санкт-Петербурга экспозиция, но в отличие от нее все шумы собраны в одном зале и для того, чтобы их услышать необходимо прислонить ухо к одному из специальных углублений в стене. Интершумы городов имеются в нескольких вариантах, которые отличаются между собой временем, когда запись была сделана, начиная от времени суток и заканчивая годами.

Последний зал второго этажа предлагает послушать классические произведения в современной аранжировке. Например, одну из симфоний Моцарта в стиле техно.

Третий этаж служит лишь для одной цели – познакомить посетителя с великими композиторами, чьи имена имеют отношение к Вене. Среди них Моцарт, Бетховен, Маллер, Шуберт и некоторые основатели Новой венской школы. Здесь же имеются интерактивные объекты. Посетителями предлагается дать свое название опере или составить из различных частей свою собственную аранжировку. Совсем рядом находится «Виртуальный дирижер» - аттракцион, который позволяет взять на себя управление оркестром.

Четвертый этаж отведен для экспериментального зала «звуков будущего». Это место делает музыкальный инструмент из самого тела человека. В качестве примера может служить зал «Лес сознания», где звук образуется при помощи взаимодействия рук посетителя и окружающего интерьера.Двор музея отведен под временные выставки.

Музей звука в Одессе. В отличие от двух предыдущих, музей звука в Одессе имеет всего два зала, в которых представлены музыкальные шкатулки, граммофоны, патефоны, магнитофоны и прочая техника для записи и воспроизведения. В этом музее посетители могут не только увидеть коллекцию виниловых пластинок, но и услышать исторические и раритетные записи, которые имеются на разных носителей от пластинок и до виниловых лент.

Здесь же находится коллекция сопровождающих записи атрибутов. В их числе плакаты и афиши концертов, этикетки с фирменными знаками из компаний и фабрик, которые занимались их выпуском.

В этом же месте на стене представлен стенд с подборкой разного рода микрофонов, начиная динамическими и заканчивая конденсаторными.

Коллекция является авторской. Владелец коллекции Василий Пинчук отмечает: «коллекция собиралась в течение долгих сорока лет, преобразовавшись, на радость ценителям уникальных предметов, в грандиозную экспозицию».

Еще одним проектом, похожим на звуковую карту города, является «Звуки нашего берега», который представляет собой интерактивную звуковую карту под руководством сообщества. Здесь участникам так же предлагается загрузить свои любимые прибрежные звуки и помочь в создании постоянного цифрового ресурса прибрежных звуков Великобритании.

Сам проект приурочен к пятидесятилетию национального траста Нептун. Будучи запущенным в 1965 году, сегодня он владеет 775 милями в Англии. Проект посвящен береговой линии Великобритании. В состав ресурса входят звуки колоний морских птиц, шумы морского курорта или одного из портов. Этот проект Британской библиотеки показывает огромное разнообразие жизни береговой линии Великобритании и то, насколько большую роль она играет в повседневности населения.

Музеем не в классическом его значении является сайт savethesounds.info. Будучи по своей сути сайтом и не имея физического воплощения, музей является уникальным сам по себе, однако помимо этого выделяется он тем, что в нем собраны разнообразные звуки прошлых десятилетий.

Основанный в 2012 году БренданомЧиллкутом, проект представляет собой простой одностраничный сайт с несколькими черно-белыми иконками, которые превращаются в цветные анимации при клике. В этот же момент воспроизводится звук вещи, которая изображена на картинке. В базе собраны такие звуки, как набор номера на старом дисковом телефоне, фотографирование на старый фотоаппарат Olympustrip 35, отчет до начала кинофильма в кинотеатрах, открытие старых кассовых аппаратов, звук винила, щелчки от кнопок печатной машинки, помехи телевизора и музыка загрузки Windows 95. Сам по себе интернет музей является важным ресурсом, сохраняющим исчезающие из повседневной жизни звуки, а значит, сохраняющим историю.

Музей портативного звука – хороший пример экспозиции, построенной на демонстрации звука в качестве музейного предмета. Данный музей посвящен сбору, сохранению и экспонированию звуков как объектов культуры. Он был основан в Лондоне в 2015 году. Первой презентацией, прошедшей в стенах этого музея, стала персональная выставка звукорежиссера, математика и композитора РайанаМагуаера. Райан исследует роль технологии как посредника между природой и человеком. В качестве экспонатов для выставки он выбрал несколько записей, которые используются для изучения особенностей сжатия звуковой информации при использовании формата MP3.

В настоящий момент проходит выставка «Портативный звук в кино» призванная стать последней выставкой, носящей временный характер. Она представляет собой критический обзор портативных звуковых устройств в период с 1979 по 2020 год, которые использовались в кинематографе. Выставка состоит из монтажа 16 минут видеоклипов, где подробно описывается использование портативных звуковых устройств в фильмах. Прежде всего, прослеживается история бумбокса, компакт-дисков, пластинок, рекордеров и мини-дисков. Режиссером и главным куратором выставки стал Джон Канненберг – композитор, главный куратор и директор музея.

Хорошим примером акустического оформления музейных помещений является Панорамный музей в Бурсе – один из самых больших в мире музей с панорамным видом и состоящий из выставочных залов, кафетерия, комнат для переговоров и административных отделов. Фундамент строения был заложен в 2015 году, а открытие произошло в 2018 году. Площадь постройки доходит до 4500 квадратных метров, а используемая площадь превышает ее в два раза. Этот музей демонстрирует историю Бурсы с того дня, когда старый город был захвачен османами, а также историю 6 османских султанов, которые были погребены в Бурсе.

Трудно представить тот уровень шума, который может распространяться в помещении такой большой площади. Как утверждают специалисты компании SeatupTRLtdвремя реверберации в помещениях музея могло достигать 11 секунд, что свидетельствует о сильном шумовом загрязнении.[24] Это значение обуславливает ряд факторов:

1. Большой объем пространства, который пропорционален времени реверберации.

2. Наличие отражающих поверхностей

3. Низкая способность к поглощению в связи с отсутствием участков с высоким коэффициентом поглощения.

При таких условиях воздействие шума может привести к проблемам со здоровьем работников и посетителей.

Для предотвращения подобного губительного воздействия были приняты меры по установке специальных поглощающих панелей, преобразующих за счет своей структуры энергию звуковых колебаний в небольшое количество тепла.

На первом этаже музея находятся зрительные залы, где посетителям показываются исторические фильмы или проводятся презентации. Суть их акустического оформления заключается в размещении деревянных акустических панелей на стенах и дополнительных подвесных панелей на потолке. Вместо обычной двери часто используется специально изготовленная звуконепроницаемая дверь, изготавливающаяся из дерева. В то же время она является хорошим решением с экономической точки зрения, так как не требует большого количества специализированных покрытий, но поглощает звук сама по себе и может использоваться практически для любых помещений.

Библиотека почти не подверглась изменениям, так как находящиеся там шкафы книгами разного размера сами по себе представляют ценность с точки зрения звукопоглощения. Однако некоторые элементы все же были размещены – деревянные столы и стулья из пенопласта, акустические панели у потолка.

В кафе так же установлена деревянная мебель с акустическими панелями на потолке.

Таким образом, стоит отметить высокую сложностьпроекта, так как имеется большое количество факторов, которые не были изучены ранее. Стоит учитывать это и не бояться изменять и дорабатывать ключевые аспекты. Однако, благодаря тому, что были рассмотрены музеи со схожей тематикой, мы можем перенять наиболее удачные решения и методы их реализации. Это позволит отсеять малоэффективные практики и сосредоточиться на наиболее продуктивных. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: