Портрет как жанр изобразительного искусства

Педагогика дополнительного образования

 

ФОРАТ ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТРИПТИХ В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ «ВРЕМЕНА ГОДА В ЖЕНСКИХ ОБРАЗАХ»

                            Руководитель:

________/ Флегонтова Н.Н. /_________

(подпись)  (Фамилия И.О.)     (дата )

Допустить к защите «___» ___________ 2020 г. ___________________________   ВКР защищена «_____» __________ 2020 г. Оценка__________________ Председатель ГЭК ___________

 

Ульяновск 2020



ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………...3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………….........26 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….…..29

 



ВВЕДЕНИЕ

Человек является самым сложным и содержательным объектом изобразительного искусства. Русская и мировая живопись богата выдающимися примерами изображения человека - неиссякаемого источника творчества художника. Изучение человека, его сложного богатства настолько важно и существенно, что охватило все виды, жанры и области искусства. При всем различии творческих методов, стилевых особенностей и направлений в искусстве выдающиеся мастера живописи всегда исходили в своей работе из глубокого изучения изображаемого человека. Именно это в первую очередь и давало им возможность правдиво и вдохновенно воплотить свои творческие замыслы [1, стр.14].

    В любую эпоху и время живопись была довольно популярным, изящным и красивым видом искусства. Так или иначе, она была связана с красками, наносящимися на твердую поверхность, с легкостью воплощая в жизнь наиболее яркие образы, передаваемые всем окружающим великими художниками. Живопись несет в себе значимое средство художественного отражения действительности и передачу реальности, влияя на мысли, чувства, эмоции и фантазии зрителей. Именно с помощью живописи окружающие события оживают на полотне, бумаге, картоне. А используются при этом всего лишь художественные краски и кисти [2, стр.31].

В наше время портрет – один из наиболее распространенных и любимых жанров живописи. В искусстве портрета аккумулируется интерес художника к бесконечному разнообразию человеческой индивидуальности, стремление выразить свое восхищение личностью, богатством духовной жизни человека. Портретный жанр требует от художника свободного владения рисунком, живописными выразительными средствами, наличия яркого воображения и художественного вкуса, умения эмоционально «слышать», чувствовать своего героя, по существу, обладать способностями психолога, артиста, чтобы в портрете максимально выразить суть личности, ее внутренний стержень.

Портрет, как жанр изобразительного искусства, давно привлекал человека, так как в нем можно выразить особое душевное настроение человека и показать широкие технические возможности для реализации творческих задач. Поэтому он и был выбран в качестве темы представленного дипломного проекта [1, стр.112].

Цель выпускной квалификационной работы – выполнение триптиха в технике акварельной живописи «Времена года в женских образах».

    В ходе достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу портретной живописи;

- выявить пути развития портретной живописи конца ХІХ, ХХ века;

- разработать колористическое и композиционное решение портрета;

- рассмотреть материалы и техники живописи;

- выполнить триптих в технике акварельной живописи.

Работа состоит из пояснительной записки, включающей в себя введение, раздел «Портрет как жанр изобразительного искусства», раздел «Материалы и выразительные средства акварельной живописи», заключения, списка использованных источников и приложение.

Список использованных источников составляет 31 наименование.



ПОРТРЕТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Необходимо отметить, что портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Нужно сказать, что важнейший критерий портретности – это  сходство изображения с моделью (оригиналом), которое достигается благодаря верной передаче внешнего облика портретируемого и раскрытия его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. Важно также и отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, которое находит воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску [7, с. 282].

Исторически сложилась достаточно широкая и многоплановая типология портрета. В зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей выделяют следующие основные виды портретов:

- станковые (картины, бюсты, графические листы);

- монументальные (фрески, мозаики, статуи);

-  парадные;

- интимные;

- погрудные;

- в полный рост;

- анфас;

- в профиль;

- портреты, нарисованные на медалях, геммах;

- портретная миниатюра (ПРИЛОЖЕНИЕ А, Б).

По числу персонажей выделяют следующие разновидности портрета:

 - индивидуальные,

- двойные,

- групповые.

Существует и такой специфический жанр портрета как автопортрет (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Многие исследователи отмечают мысль, что подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров. Например, портрет-картина, где портретируемый представлен во взаимосвязи с миром окружающих его вещей, с природой, архитектурой, другими людьми, или портрет-тип – собирательный образ [3, стр.85].

Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры – шаржа, сатирического портрета. В целом искусство портрета способно глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий [1, с. 56].

Человек, как объект живописи, существенно отличается от живописного объекта – натюрморта тем, что портретируемый – это модель одухотворенная, интеллектуальная, со сложным внутренним миром, вызывающая совсем иные эмоции у художника. Человек должен изображаться по тем же живописным законам, что и предметы в натюрморте. Здесь требуются такие же навыки построения рисунка формы, умение прорабатывать тоновые отношения с помощью техники «гризайль» и, конечно, живописно раскрывать образ портретируемого, передавать все цветовые переливы оттенков света, воздушной среды и выражать общее настроение картины [5, с. 4].

Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист создаёт не просто механический слепок с черт лица человека, но проникает внутрь его души, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир. Создание портрета – всегда очень сложный творческий акт, на который влияет множество факторов. Это и взаимоотношения художника с моделью, и особенности мироощущения эпохи, которая обладает своими идеалами и представлениями о должном в человеке, и многое другое.

Следует обратиться к истории возникновения и развития портретной живописи. Прежде всего, зародившись в глубокой древности, портрет впервые достиг расцвета в древнеегипетском искусстве, где скульптурные бюсты и статуи выполняли роль «двойника» человека в его загробной жизни.

В Древней Греции в период классики получили распространение идеализированные скульптурные портреты общественных деятелей, философов, поэтов (бюст Перикла работы Кресилая, V в. до н. э.). В античной Греции право быть запечатлёнными в статуе получали, прежде всего, атлеты, победившие на Олимпийских и других общегреческих играх. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет становится более индивидуализированным (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа).

Древнеримский портрет отличается неприкрашенной правдивостью в передаче индивидуальных черт и психологической достоверностью. В лицах мужчин и женщин, запечатлённых в разные периоды истории римского государства, передан их внутренний мир, чувства и переживания людей, ощущавших себя властителями жизни на заре римской эпохи и впавших в душевное отчаяние в пору её заката. В эллинистическом искусстве, наряду с бюстами и статуями, получили широкое распространение профильные портреты, вычеканенные на монетах и геммах [6, с. 132].

Первые живописные портреты были созданы в Египте в I-IV вв. н. э. Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики. В Средние века, когда личностное начало растворялось в религиозном порыве, портретные изображения правителей, их приближённых, донаторов были частью монументально-декоративного ансамбля храма [9, с. 76], (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Новую страницу в истории портрета открыл итальянский художник Джотто ди Бондоне. По свидетельству Дж. Вазари, «он ввёл обычай рисовать живых людей с натуры, чего не делалось уже более двухсот лет». Обретя право на существование в религиозных композициях, портрет постепенно выделяется в самостоятельное изображение на доске, а позднее – на холсте.

В эпоху Возрождения портрет заявил о себе как об одном из главных жанров, возвеличивающих человека как «венец мироздания», воспевающих его красоту, мужество и безграничные возможности. В эпоху Раннего Возрождения перед мастерами стояла задача точного воспроизведения черт лица и облика модели, художники не скрывали недостатки внешности (Д. Гирландайо). В то же время складывается традиция профильного портрета (Пьеро делла Франческа, Пизанелло и др.) [8, с. 127], (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

XVII в. ознаменовался расцветом портретной живописи в Италии. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто) наделяют героев своих картин не только силой интеллекта и сознанием личной свободы, но и внутренним драматизмом. Уравновешенные и спокойные изображения чередуются в творчестве Рафаэля и Тициана с драматическими психологическими портретами. Обретают популярность символический (основанный на сюжете литературных произведений) и аллегорический портрет [11, с. 89], (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармонию, ей на смену приходят подчёркнутый драматизм и напряжённость образного строя (Я. Понтормо, Эль Греко).

Не только в Италии получает развитие жанр портрета. С середины XV в. бурное развитие портрета происходит в северных странах. Ренессансным гуманизмом проникнуты работы нидерландских (Я. ван Эйк, Р. ван дер Вейден, П. Кристус, Х. Мемлинг), французских (Ж. Фуке, Ф. Клуэ, Корнель де Лион) и немецких (Л. Кранах, А. Дюрер) художников этого времени (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

В Англии портретная живопись представлена творчеством иностранных мастеров – Х. Хольбейном Младшим и нидерландцами. Стремление к наиболее полному и многостороннему познанию человеческой натуры во всей её сложности характерно для искусства Голландии XVII в. Эмоциональной напряжённостью, проникновением в сокровенные глубины человеческой души поражают портретные образы Рембрандта [8, с. 114].

Жизнеутверждающей силы полны групповые портреты Ф. Халса. Противоречивость и сложность действительности отразились в портретном творчестве испанца Д. Веласкеса, который создал галерею полных достоинства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых портретов придворной знати. Полнокровные и яркие натуры привлекали П. П. Рубенса. Виртуозность техники и тонкая выразительность отличает кисть его соотечественника А. Ван Дейка (ПРИЛОЖЕНИЕ И).

Реалистические тенденции, связанные с идеалами эпохи Просвещения, характерны для многих портретов XVIII в. Точность социальных характеристик и острая жизненная правдивость характеризует искусство французских художников (Ж. О. Фрагонар, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден). Героический дух эпохи Великой французской революции нашёл воплощение в портретных работах Ж. Л. Давида. Эмоциональные, гротескно-сатирические, а подчас трагические образы создавал в своих портретах испанец Ф. Гойя. Романтические тенденции нашли отражение в портретном творчестве Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, Ф. О. Рунге в Германии.

Во второй половине XIX в. возникает множество стилистических направлений и национальных портретных школ. Импрессионисты, а также близкие к ним Э. Мане и Э. Дега изменили традиционный взгляд на портрет, акцентируя прежде всего изменчивость облика и состояния модели в столь же изменчивой среде [19, с. 2].

В ХХ в. в портрете проявились противоречивые тенденции искусства, искавшего новые средства выражения сложной душевной жизни современного человека (П. Пикассо, А. Матисс и др.), (ПРИЛОЖЕНИЕ К).

В истории русского искусства портрет занимает особое место. По сравнению с западноевропейской живописью, на Руси портретный жанр возник довольно поздно, но именно он стал первым светским жанром в искусстве, с него началось освоение художниками реального мира.

Восемнадцатое столетие часто называют «веком портрета». Первым русским художником, учившимся в Италии и достигшим несомненного мастерства в портретном жанре, был И. Н. Никитин. Художники второй половины XVIII в. научились виртуозно передавать многообразие окружающего мира – тонкие серебристые кружева, переливы бархата, блеск парчи, мягкость меха, теплоту человеческой кожи. Работы крупнейших портретистов (Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова) представляли не столько конкретного человека, сколько общечеловеческий идеал [13, с. 18], (ПРИЛОЖЕНИЕ Л).

Эпоха романтизма заставила художников (О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова) по-новому взглянуть на портретируемых, ощутить неповторимую индивидуальность каждого, изменчивость, динамику внутренней жизни человека, «души прекрасные порывы», (ПРИЛОЖЕНИЕ М).

Во второй половине XIX в. в творчестве передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин) развивается и достигает вершин психологический портрет, линия которого была блестяще продолжена в творчестве В. А. Серова.

Художники рубежа XIX – XX вв. стремились усилить эмоциональное воздействие портретов на зрителя. Стремление запечатлеть внешнее сходство сменяется поисками острых сопоставлений, тонких ассоциаций, символического подтекста (М. А. Врубель, художники объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет»), (ПРИЛОЖЕНИЕ Н).

Советское многонациональное искусство портрета является качественно новой ступенью в развитии мирового портрета. Его основное содержание – образ строителя коммунизма, отмеченного такими социально-духовными качествами, как коллективизм, революционная целеустремлённость, социалистический гуманизм. В советских портретах-типах и портретах-картинах отразились невиданные прежде явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Рижского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова).

Опираясь на классические традиции западноевропейского и русского реалистического портрета, творчески осваивая лучшие достижения портретного искусства XIX-XX вв., советские мастера создали жизненно правдивые портретные образы рабочих, колхозников, воинов Советской Армии (пластика  Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, живопись А. А. Пластова, И. Н. Клычева и др.), представителей советской интеллигенции (живописцы К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. С. Сарьян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. А. Мууга, скульпторы Конёнков, С. Д. Лебедева,  В. И. Мухина, Т. Э. Залькалн, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский). Новаторскими чертами отмечены советские групповые произведения А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, Д. Д. Жилинского, С. М. Вейверите и историко-революционные («Лениниана» Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе и др.) портреты (ПРИЛОЖЕНИЕ П).

Развиваясь в русле единого идейно-художественного метода социалистического реализма, советское портретное искусство отличается богатством и многообразием индивидуально-творческих решений, смелыми поисками новых выразительных средств [13, с. 35].

В XX – начале XXI в. портрет по-прежнему выражает духовные и творческие поиски художников различных направлений [2, с. 46].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: