Прочитайте текст и выполните задания 20 – 24

 

(1)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Дании, Чехословакии, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании… (2)Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто самые современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения по-своему красивы и даже изящны. (3)Про них нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, ибо они сами определяют

его, сами и есть ландшафт. (4)Величавому не обязательно быть огромным. (5)Двухэтажное здание, вроде Михайловского дворца в Ленинграде, может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (6)Но существует и обратная закономерность: не все

грандиозное и огромное обязательно уродливо. (7)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» достаточно большие сооружения. (8)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты. (9)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: «А как это будет выглядеть?» (10)Как это будет выглядеть сегодня и, тем более, как это будет выглядеть завтра? (11)Советский архитектор Андрей Константинович Буров в своей книге «Об архитектуре» обронил значимую фразу: «Нужно построить прежде всего и в короткий срок хорошие жилища, не испортив при этом на столетия лицо страны». (12)Прекрасная и зловещая фраза. (13)Прекрасна она озабоченностью о лице страны, а зловеща тем, что, оказывается, лицо страны можно испортить, причем не на год, не на два, а на целые столетия. (14)Самое же

главное, что явствует из этой фразы, это то, что существует такое понятие, как лицо страны, и определяется оно не только географическим ландшафтом, но и человеческой деятельностью. (15)Народ на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей

страны, как художник создает пейзажную картину. (16)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (17)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки

тысяч помещичьих усадеб с их домами, парками, системами прудов, и небольшие деревеньки и села с их ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, лошадками на пахоте… (18)Можно представить, как радикально изменилось лицо страны, когда все  Московский центр качества образования эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица земли или изменили свой вид. (19)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по легкой, тяжелой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему

виду страны (земли), по ее опрятности, прибранности, одухотворенности… (20)Думаем о прочности сооружений, о характере и объеме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (21)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

(22)Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. (23)Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зеленые луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, однообразные, стандартные дома, поля, зараженные

сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о ее жильцах.

                                                                                                   (По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924 – 1997) – современный

писатель и публицист.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1) В последние годы создаются не только ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, но и ведомства, отвечающие за благоустройство и внешний вид страны.

2) Ландшафт – это совокупность географических особенностей местности, определяемых климатическими и природными явлениями.

3) Не всё величавое должно быть огромным, и не всё, что велико по своим размерам, может быть уродливым.

4) Большие сооружения портят внешний облик города, поэтому надо стремиться к малоэтажному строительству, которое было в дореволюционной России.

5) Пейзаж страны создаётся не только природой, но и человеком.

Ответ: ____________________________

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4 – 8 представлено рассуждение.

2) В предложениях 11–12 содержится повествование.

3) В предложениях 16–17 содержится описание.

4) Предложение 23 поясняет предложение 22.

5) В предложениях 12–14 представлено описание.

Ответ ___________________________.

 

22. Из предложения 7 выпишите синонимы.

Ответ: _________________________

 

23. Среди предложений 12 – 15 найдите такое, которое связано с предыдущим с

помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Выполняя задание 24, вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Справа от номера задания 24 запишите полученную последовательность цифр в бланк, начиная с первой клеточки, без пробелов и запятых.

«Размышляя о ландшафте страны, автор текста рассуждает о нравственных проблемах. Разнообразные средства выразительности усиливают эмоциональное звучание текста. Тропы: А) _____ (предложение 15), Б) _______ («зловещая ф раза» в

Предложении 12), В) ____________ («лицо страны» в предложении 18) – способствуют передаче эмоционального состояния автора. А синтаксическое средство Г) _______ (предложение 17) помогает осмыслить сложные и глубокие противоречия нашей жизни».

 

Список терминов:

1) эпитет

2) ряды однородных членов

3) фразеологизм

4) лексический повтор

5) сравнение

6) градация

7) противопоставление

8) метафора

9) диалог

 

Ответ:

А Б В Г
       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: