ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ (диагностическая) работа
По РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 11 классов.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число, последовательность слов или цифр.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Текст – это целостная смысловая единица речи, которая содержит законченное сообщение. (2)Маленькое стихотворение и большой роман, объявление и газетная статья, ученическое сочинение и ответ на уроке, разговор с другом и письмо родным – всё это различные виды письменных и устных текстов различного объёма. (3)… текст – это не обязательно множество высказываний: поговорка, загадка, пословица, часто
состоящие из одного предложения, – тоже тексты.
1. В каких двух из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте? Запишите в таблицу их номера.
1) Поговорка, загадка, пословица – тексты, каждый из которых может состоять из одного предложения.
2) Существует множество видов устных и письменных текстов: стихотворение, роман, объявление, газетная заметка, ученическое сочинение, ответ на уроке, разговор с другом. 3) Различные виды текстов объединяет не объём высказывания, а смысловая целостность и законченность.
|
|
4) Текст – это целостная смысловая единица речи, которая содержит законченное сообщение.
5) Устные и письменные тексты – целостные смысловые единицы разного объёма, содержащие законченное сообщение.
Ответ: ____________________________
2. Какое из слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите это слово (сочетание слов).
Ответ: ____________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова БОЛЬШОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
БОЛЬШОЙ, -ая, -ое; больше, больший.
1) Появляющийся, находящийся, производимый в большом количестве. Б. нефть.
2) Значительный по величине, размерам, силе. Б. дом.
3) При существительном, характеризующем качества человека; имеет усилительный смысл: в высшей степени, чрезвычайно. Б. добряк.
4) Многочисленный. Б. родня.
5) Взрослый (с точки зрения ребёнка), а также (о ребёнке) вышедший из младенческого возраста (разг.) Мой сын уже б.
Ответ: _______________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
завИдно
бухгАлтеров
клАла
нАчал
шарфЫ
Ответ: ___________________________
|
|
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Он был полным НЕВЕЖДОЙ в политике. АДРЕСАТ получил посылку вовремя. Заведующий складом принял УГОДЛИВОЕ начальнику решение. АБОНЕНТЫ телефонной сети могут сами выбирать операторов связи В КОННОМ клубе проводились открытые мероприятия по обучению верховой езде.
Ответ: ___________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДЛИНЬШЕ метра
ДВОЕ детей
ИХ вещи
у новых ТУФЕЛЬ
менее СЕМИДЕСЯТИ рублей
Ответ: ___________________________
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Л.Н.Толстой показал, что война подвергает мир жестоким испытаниям и принесла страдания и тяжёлые утраты.
2) Читая «Петербургские повести», видишь, что, как гоголевская ирония достигает
максимальной силы.
3) Среди художественных приёмов, использованных Гоголем в повести «Невском проспекте», можно выделить метонимию.
4) Все, кто читал любовную лирику А.С.Пушкина, восхищался утончённым анализом эмоционального состояния героя.
5) Безумие Черткова в «Портрете» – часть всеобщего безумия, возникающего в
результате стремления людей к наживе.
6) Часть экспонатов была собрана во время путешествий по старинным русским
городам.
7) С образом Плюшкина связано лирическое отступление о пламенном юноше, который «отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости».
8) Создавая групповой портрет чиновника в «Мёртвых душах», Гоголь использует гротеск.
9) В книге Б.Полевого «Повесть онастоящем человеке» рассказано о лётчике без ног, научившегося не только ходить на протезах, но и летать на истребителе
Ответ:__
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зат..рать
угр..жать
з..рница
выск..чить
м..нифест
Ответ: ___________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в..ехать, в..юга
меж..нститутский, с..грать
пр..вык, пр..лечь
под..рвать, пр..язык
ра..щепить, бе..вкусный
Ответ: ________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
преодол..вать
вкрадч..вый
алюмини..вый
син..ватый
потч..вать
Ответ: ________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
потер..нный
не обид..м
увид..в
скле..шь
зате..вший (драку)
Ответ: _______________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
При написании реферата я (НЕ)ИСПОЛЬЗОВАЛ образовательные сайты.
Ещё (НЕ)ЗАСЕЯННОЕ поле одиноко чернело среди молодой свежей
зелени.
На столе лаборанта лежали (НЕ)ВЫМЫТЫЕ после проведения
эксперимента пробирки.
Он имел (НЕ)ГЛУБОКИЕ познания в искусстве и боялся проявить свою
неосведомлённость.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
Ответ: ___________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих лет он жалел о своём решении, ТАК(КАК) время
|
|
что-либо менять было упущено.
(ПО)МОЕМУ, ТО(ЖЕ) самое нужно сделать при проведении второй
серии экспериментов.
ЧТО(БЫ) не уснуть, я (НЕ)РАЗ вставал с кресла и прохаживался по
комнате.
(В)НАЧАЛЕ было холодно, (ЗА)ТЕМ выглянуло солнышко.
(НЕ)СМОТРЯ мне в глаза, он ЧТО(ТО) бормотал о своей невиновности.
Ответ: ____________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.