Современная бальная культура: история возрождения и развития

В начале 80-х годов бальные танцы получили новое дыхание: стали появляться клубы именно исторического танца и возрождаться исторические балы. Одной из первых появилась Студия-клуб исторического бального танца и изящных манер "Политес", которая была организована в 1984г. в Москве на базе Московского дворянского собрания. Стали возникать и другие клубы, школы, студии: Клуб исторического бального танца «Виват» (1996), Школа исторического бального танца «Возрождение» (2000), Ансамбль исторического танца «Элегия» и другие. Стали возникать и объединения клубов, например Межрегиональный фонд «Бал тысячелетия» был создан в 2001г., он объединил под своей крышей 9 коллективов исторического танца.[9]

Однако развитие бального движения параллельно шло и другим путем. Тогда же, в конце 80-х – начале 90-х годов, в молодежной студенческой среде стало развиваться ролевое движение, которое подразумевало реконструкцию различных периодов в истории России и других стран мира, а также литературных произведений. Танцы и балы были частью этой культуры, и в дальнейшем получили самостоятельное развитие, в котором по активности значительно превзошли ролевое движение как таковое. Были образованы следующие коллективы: Творческий клуб «Золотые леса», Школа старинного танца «Миндон Энвина» и другие.

Говоря о сегодняшней ситуации, необходимо сказать об основных направлениях или течениях в бальной культуре, а также сделать краткий обзор ситуации с историческими бальными коллективами России, при этом остановится на Москве.

Сейчас существуют параллельно два направления в российской бальной культуре:

1) так называемое традиционное направление, которое возникло из исключительно танцевальной среды и из среды военно-исторической реконструкции;

В программе данного направления в основном танцы XIX - начала ХХ века, танцевавшиеся в России, отечественная бальная программа, а также программа спортивных бальных танцев (стандарт и латиноамериканская программа).

2) ролевое бальное направление, которое возникло в ролевой среде.

В программе данного направления в основном европейские исторические танцы разных веков (танцы средневековья, эпохи Возрождения, барокко, рококо, а также танцы XIX, XX и даже XXI века), но также есть и российские исторические танцы дореволюционного периода. Именно в этой среде развивается научное направление бального движения, которое занимается реконструкцией старинных танцев по первоисточникам, проводит конференции, издает справочную и учебную литературу, т.е. выполняет роль методического центра.

 По данным Санкт-Петербургской Школы старинного танца «Виланелла», одной из старейших танцевальных школ ролевой среды (она создана в 2001г.), в России почти в каждом областном городе теперь есть, хотя бы небольшой, коллектив исторического танца (клуб, школа, студия и т.д.). Такие клубы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Костроме, Белгороде, Брянске, Великом Новгороде, Владимире, Вологде, Воронеже, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Курске, Архангельске, Мурманске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти, Казани, Рыбинске, Саратове, Сочи, Челябинске, Череповце, Тюмени, Кургане, Новосибирске, Томске, Омске, Красноярске, Кемерово, Иркутске, Владивостоке. Подавляющее большинство этих коллективов было создано в 2000-х годах.[10]

В 2001г. в Санкт-Петербурге, при поддержке профсоюзной организации студентов и аспирантов Санкт-Петербургского Государственного Университета, был организован первый Фестиваль старинного танца "Анно Домини". С тех пор этот Фестиваль проходит каждый год, в 2012 году он будет организован в Москве. На фестиваль могут попасть все желающие, основная цель Фестиваля - приобщить людей к утерянному во время войн и революций наследию - общественному танцу. Не дискотечному, не спортивному, не к классическому балету - а к прекрасному виду искусства, в свое время доступному для всех, одному из способов общения, неистощимому источнику изящества, веселья и флирта.[11]

Постепенно Фестиваль стал Международным, в нем стали принимать участие любители танцев и преподаватели из стран СНГ и дальнего зарубежья. В 2005 году, после V международного фестиваля была образована Ассоциация старинного танца (ныне Ассоциация исторического танца), куда может войти любой клуб или школа, занимающаяся историей танца. Цель Ассоциации - проведение мастер-классов и балов как можно более высокого уровня, и в то же время привлечение новых танцоров. Поэтому создана система аттестации, которая позволяет разделить участников на уровни от начинающих и до виртуозов, и проводить занятия и мастер-классы сообразуясь с возможностями танцоров. Сейчас в Ассоциацию входит около 20 коллективов из разных городов России и СНГ.[12]

Что касается Москвы, то в Москве существует большое количество исторических клубов с самой разной специализацией. Можно предложить их следующую классификацию:

1) Военно-исторические клубы. Эти клубы в первую очередь занимаются реконструкцией исторических костюмов каких-либо периодов, участвуют в военно-исторических мероприятиях («День победы», «День Бородина» и других). Однако чаще всего их участники занимаются историческим бальным танцем, а также посещают и организуют балы, концерты и т.д. (Клуб исторического бального танца «Виват»)

2) Клубы исторической бальной реконструкции. Эти клубы сосредоточены на реконструкции костюмов и танцев определенных периодов (Историческое общество «Бал в русской усадьбе», Ансамбль исторических танцев «Вензеля Alexandrine», Клуб «Золотые леса» и т.д.).

3) Клубы со смешанной программой танцев, где присутствуют как исторические, так и современные бальные танцы (Студия «Танец весны», Школа «Возрождение», Клуб «Политес» и т.д.).

4) Клубы преимущественно ориентированные на современные балы, в их программе очень мало исторических бальных танцев (Высокий стиль, Клуб МГИМО и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: