Особенности технологии подготовки и проведения бала в зависимости от различных видов балов

Необходимо сказать, что наполнение бала в первую очередь зависит от аудитории бала, о ней в первую очередь пойдет речь. Если вернуться к классификации балов, то на первом месте здесь классификация по возрасту участников балов. Если мы возьмем детские и подростковые балы, то здесь речь идет в основном о сюжетном (или театрализованном) балу и легкой танцевальной программе. Такие балы обязательно должны нести образовательную функцию, например: бал по литературному произведению («Евгений Онегин», «Война и мир» и т.д.), по сказке (это особенно актуально для детских балов), или по какой-либо эпохе. Очень важен интерактивный момент: т.е. активное включение детей и подростков в мероприятие: они могут показывать сценки, петь, танцевать и т.д., безусловно, необходимо включать в бал побольше игр, конкурсов, викторин, которые могут носить как развлекательный, так и просветительный характер. Танцы также должны быть активные, веселые, быстрые.

Если говорить о различиях детских и подростковых балов, то здесь действуют такие же принципы, как и для других досуговых мероприятий: все должно соответствовать возрасту. Для детей актуальнее сказки, легкие литературные произведения из школьной программы их возраста, игры, особенно подвижные, конкурсы; для подростков уже можно брать больше танцев, они могут быть сложнее, литературные произведения из программы старших классов.

Если говорить о молодежных балах, то тут своя специфика: молодежь в первую очередь приходит знакомиться, общаться, и приходит в основном сама, сознательно, в отличие от детей и подростков, которых чаще всего приводят родители или учителя. А значит, для них необходимо в первую очередь создать условия для общения: поэтому театрализованные балы здесь также возможны, но не обязательны. Молодежи нужны подвижные, веселые танцы, игры, котильоны со случайным выбором партнеров, а также свободное время для общения. Если для детей и подростков необходимо максимально заполнить время их нахождения на мероприятии интересными событиями, то молодежь часто сама развлекает сама, и им надо давать больше времени для свободного общения.

Стилистика взрослых балов, где может присутствовать публика всех возрастов, начиная с 18 лет, более размыта: здесь может быть и театрализация, и конкурсы, и игры, и танцы совершенно разного плана, но в этом случае все равно придется ориентироваться на вкусы публики среднего возраста (30-50 лет).

Балы для людей пенсионного возраста должны быть более спокойными, чем молодежные балы. Танцы обычно здесь более степенные, меньше танцев с переходом партнеров: пожилые люди привыкли танцевать в своих парах. И программа здесь также традиционная, большое количество новых танцев неуместно, их будет трудно разучить непосредственно на балу.

Степень подготовленности аудитории также играет большую роль в процессе подготовки бала: для гостей с высоким танцевальным уровнем, которые давно посещают балы, очень важна танцевальная программа, ее наполнение, им интересны новые сложные танцы, которые они придут разучить на мастер-классах к балу. Чаще всего театрализация им менее интересна, эти люди приходят прежде всего потанцевать. Для завсегдатаев балов более актуальны организационные условия бала: чтобы были удобные раздевалки, гардероб, хороший фуршет или буфет, просторные помещения. Также их очень интересуют новые интересные места проведения балов: исторические здания или просто красивые места.

А вот для новичков, которые еще мало посещали балы, или вообще пришли первый раз, важна сама атмосфера бала, ее новизна, важно почувствовать себя включенным в бальную культуру, в конкретное мероприятие, почувствовать себя кем-то другим, каким-то новым человеком, поэтому здесь на первое место выходит театральность, торжественность мероприятия, красивые выступления, музыка. Также очень важна танцевальная программа, она должна быть достаточно простой, чтобы все гости, даже те, кто никогда не танцевал, могли бы поучаствовать хотя бы в нескольких танцах, и чувствовали себя комфортно, не ощущали себя неуклюжими.

Численность аудитории, которая в первую очередь определяет масштаб бала, также является одним из основных факторов при его подготовке. Камерные балы (до 100 человек), конечно, это один масштаб, а огромные мероприятия с аудиторией более 1000 человек – это совсем другое. От масштаба мероприятия зависит и численность рабочих групп, и объем финансирования, и место проведения бала. Конечно, более многочисленные балы более и трудоемки. Хотя, конечно, бывает и такое, что небольшой бал проводится на очень высоком уровне, там присутствуют высокие государственные чиновники, известные люди и т.д.. Это усложняет процесс подготовки и проведения мероприятия.

Подводя итоги изложенному во второй главе, можно сделать следующие выводы:

1) Технологический процесс подготовки и проведения бала представляет собой последовательность этапов: анализ ситуации и формулировка цели; создание рабочих групп; разработка плана работы и программы технологического процесса; создание программы; проведение программы; анализ ее проведения. Для качественной подготовки бала необходимо последовательно проработать каждый этап.

2) В зависимости от вида бала, процесс подготовки и проведения бала  может иметь свои особенности. В первую очередь на процесс подготовки бальной программы влияет потенциальная аудитория бала: ее возраст, степень подготовленности и численность.

 

 

Заключение

История бальной культуры в России, несмотря на то, что она началась значительно позже, чем в Европе, все же очень богата и разнообразна. Российские балы и маскарады порою затмевали роскошью, выдумкой, изобретательностью лучшие балы Европы. История русских балов началась при Петре I с введения ассамблей и продолжалась до революции 1917 года.Постепенно сложились такие понятия как бал, танцевальный вечер, маскарад, светский раут, правила их проведения были строго определены и подчинялись строгим правилам.

Во время советской власти понятие «бал» никуда не исчезло, новогодние и выпускные балы проводились, но они носили современный характер. Балы в дореволюционных традициях отошли в прошлое, многие бальные танцы были забыты. В конце 80-х – начале 90-х годов исторические балы стали возрождаться, стало развиваться и продолжает свое активное развитие бальное движение по всей России и странам СНГ. Таким образом, сейчас в нашей стране наблюдается расцвет бального движения: балы проводятся и в образовательных учреждениях, и учреждениях культуры, их проводят как организации, так и частные лица, растет число клубов и студий исторического танца.

Определяя понятие «Бал», можно сказать, что это вечернее собрание людей для танцев и совместного отдыха. Можно выделить следующие компоненты этого понятия: субъект (или организатор), объект (или аудитория), место проведения, содержание бала. Также в данном пособии предложена авторская классификация балов, которая основана на основных компонентах понятия «бал».

   

Технологический процесс подготовки и проведения бала кардинальным образом не отличается от технологического процесса создания любой культурно-досуговой программы и представляет собой последовательность этапов: анализ ситуации; создание рабочих групп; разработка плана работы, программы технологического процесса; создание программы; проведение бала; анализ проведенного мероприятия. Технологии подготовки и проведения бала могут несколько варьироваться в зависимости от различных видов балов. В первую очередь на процесс подготовки бала влияет потенциальная аудитория бала: ее возраст, степень подготовленности и численность.

В заключение также хотелось отметить, что в научной литературе еще не достаточно разработан технологический процесс подготовки и проведения бала, хотя эта информация очень востребована, так как балы стали проводиться везде и в больших количествах, и многие организаторы испытывают острую нехватку в методических материалах по этой теме. В связи с этим необходимо разрабатывать и совершенствовать технологию подготовки и проведения бала, и я надеюсь, данное пособие может принести здесь какую-то пользу.

 

Список использованной литературы

1. Борисова Н. Хочу на бал. Практическое руководство для организаторов, хореографов и всех участников современных балов. - М: ИД «Век Информации», 2008. – 144 с., ил.

2. В свободный час. Практическое руководство по организации и проведению игр, танцев, вечеров отдыха и карнавалов. Челябинск, Южно-Уральское кн. Изд., 1970. 258 с. с нот.

3. Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968. – 247 с.

4. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие.- М.: Издательство "ГИТИС", 2005. – 387 с., рис.

5. Вознесенский М. Кадриль в танцевальных залах России XVIII столетия. – Русские мемуары, 2007.

6. Воронина И. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. - М.: Искусство, 1980. – 128 с., ил.

7. Воронина И. А. «Историко-бытовой танец». Учебно-методическое пособие. Москва, 2004 г.

8. Гавликовский Н.Л. Руководство для изучения танцев. - СПб.: "Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ"; Издательство "Лань", 2010. – 256 с.: ил.

9. Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время. – СПб.: "Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ"; Издательство "Лань", 2010. – 256 с.

10. Ершова О.В. Социальный танец в культурно-досуговой деятельности: Лекция/МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2005.

11. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2007.

12. Захарова О.Ю. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. – 448 с.

13. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала XX в. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 329 с.

14. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков. – Калининград: Янтарный сказ, 2004. – 208 с.: илл.

15. Козлова Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно-методическое пособие.- М.: АПРИКТ, 2006.

16. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. - СПб.: Азбука-классика, 2005. – 304 с.: ил + вклейка (16 с.).

17. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – 462 с.

18. Лаврентьева Е.В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 663 с.: ил.

19. Максин А. Изучение бальных танцев. Учебное пособие. – М.: "Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ"; Издательство "Лань", 2010. – 48 с.

20. Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. – Харьков: Тип. университета, 1825. – 145 с.

21. Правила вежливости и светского этикета. Печатается по изданию «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», СПб., 1889. – М.: Белый город, 2007. – 272 с.: ил.

22. Современный бальный танец. Пособие для студентов ин-тов культуры, учащихся культ.-просвет. Училищ и руководителей коллективов бального танца. Под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М.., "Просвещение", 1977. – 431 с. с ил.

23. Стуколкин Л.П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. – СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МЫЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. – 384 с.: ил.

24. Танцуем, играем и поем. Литературно-музыкальный альманах. №1, 2000г. – 176 с.

25. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебная программа для студентов всех специальностей кафедры культурно-досуговой деятельности, квалификации: постановщик культурно-досуговых программ / Составитель А.Д. Жарков – М.: МГУКИ, 2005. – 45 с.

26. Турыгина С.В., Кугач А.Н. Сценарии торжеств, балов, презентаций. Ростов н/Д, 2004.

27. Шульгина А.Н. Бальный танец. Бытовая хореография России, конец XIX - начало XX века. Серийное издание. Совместный издательский проект ООО "Журнал "Балет" и ООО "Издательский дом "Один из лучших". 2005. – 83 с.

28. Энтелис Н.; Пушкинский бал с описанием традиций и подлинными танцами; Спб., Композитор, 1999.

29. Худеков С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.: ил.

30. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. – СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МЫЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 544 с.: ил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: