Система письменных работ по литературе как подготовка к выпускному сочинению по литературе

В предыдущем параграфе мы рассмотрели историю школьного сочинения по литературе, выявили, что понимали под сочинением на каждом историческом этапе, обозначили основные проблемы, с которыми сталкивались методисты в рамках данной темы. Определили, что школьное сочинение – это самостоятельная письменная работа, в которой ученики излагают свои мысли на заданную тему. В России более двухсот лет сочинение является универсальной формой проверки уровня речевого и интеллектуального развития школьников. Теперь нам необходимо определить, какой статус имеет школьное сочинение на современном этапе.

    Письменная речь, по сравнению с устной, имеет ряд особенностей. Ученик может сосредоточиться, больше подумать, чем когда говорит, может исправить. Но письменная речь - более трудная проблема. Цель - научить строить высказывание в разных жанрах.

Виды письменных работ:

· изложение,

· сочинение,

· тезисы, планы,

· конспекты,

· письменные ответы на вопросы.

    Самым распространенным видом в 5-8 классах является пересказ или изложение. Бывает подробное и краткое. Это не письмо наизусть. Оно тренирует память, воображение, способность рассуждать. Могут быть целевые установки: изменить лицо рассказчика, ввести рассуждение и так далее. Методика: целевая установка и чтение текста; если изложение обучающее, то беседа, запись цитат; составление плана; повторное чтение. Сжатое изложение требует умения отбирать самое важное. Именно сжатое изложение стало частью экзаменационной работы при государственной итоговой аттестации (ГИА) обучающихся 9-х классов, так называемого ОГЭ по русскому языку.

    Методика: чтение текста, вопрос на который нужно дать ответ, план и размер работы, написание.

    Сочинение показывает, насколько учащиеся овладели умением излагать освоенный материал. Занимает главное место в системе письменных работ. Необходимы специальные уроки по подготовке к сочинению. Надо определить главное, идею.

Сочинения имеют разную классификацию по источнику информации:

· на литературную тему,

· не на литературную тему.

По способу собирания материала:

· на материале наблюдений,

· художественного текста,

· по картинке.

По цели:

· обучающие,

· контрольные,

· экзаменационные.

По способу:

· письменные,

· устные.

По месту выполнения:

· домашние,

· классные,

· классно-домашние,

· домашне-классные.

Урок обучения сочинению имеет структуру:

1) сообщение цели урока,

2) беседа о теме сочинения,

3) определение особенности жанра и стиля

4) анализ корректирования собранного материала,

5) составление плана,

6) подбор материала,

7) языковая подготовка (работа над образами, средствами, синтаксическими конструкциями).

Существует множество методик работы над сочинением. Мы решили в своей работе представить методику сочинения по Колокольцеву:

1) сообщение темы, ее анализ.

2) работа над планом,

3) работа с текстом художественного произведения по плану (подбор материалов),

4) языковая работа,

5) работа над черновым вариантом,

6) обсуждение работы,

7) совершенствование чернового варианта,

8) написание окончательного варианта.

9) Этап рефлексии обязателен.

Такие проблемы как списывание готовых работ на экзаменах прошлых лет, падение грамотности, падение интереса к чтению, снижение речевой и читательской культуры выпускников обусловили возврат сочинения в школу. И в декабре 2014 года сочинение было возвращено в школу как форма промежуточной аттестации, которая разрешает допуск к сдаче ЕГЭ.

Целями возвращения сочинения в школу стали:

1. Проверка насколько широк кругозор, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

2. Формирование самосознания, развитие речевой и читательской культуры ученика [49, с. 13].

На наш взгляд, одной из главных проблем стал новый формат предложенного экзамена, когда сочинение не является сочинением по литературе, а носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня культуры речи обучающегося. Но вместе с тем, как отмечает Н. В. Беляева, сохраненная литературоцентричность сочинения, необходимость обращения к литературным произведениям при раскрытии темы была обусловлена традицией российской школы, где чтению и изучению литературы всегда отводилось важное место [8, с. 15].

Таким образом, важнейшие характеристики итогового сочинения по литературе – это метапредметность и литературоцентричность. Из этого следует, что для создания развернутых письменных ответов на вопросы необходимо обладать общими метапредметными умениями, которые проверяются сочинением:

- Понимать тему (Вопрос);

- Аргументировать свои мысли;

- Владеть логико-композиционными способами построения рассуждения;

- Соблюдать речевые и грамматические правила оформления собственного текста [8, с. 10].

Обучение итоговому сочинению в основной школе способствует реализации метапредметных результатов Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), таких как: определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью [57, с. 67].

Так, итоговое сочинение представляет собой пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатываются темы сочинений для всех регионов.

Например, в 2017 – 2018 учебном году тематические направления были сформулированы так:

· «Верность и измена»,

· «Равнодушие и отзывчивость»,

· «Цели и средства»,

· «Смелость и трусость»,

· «Человек и общество»

Как мы видим, в этом году тематические направления были разработаны по принципу противопоставления двух понятий, носящих философский характер. В каждом новом учебном году тематические направления будут меняться.

В варианте, который писали выпускники Приволжского федерального округа, в том числе и выпускники оренбургских школ (https://4ege.ru/sochinenie/55791-temy-itogovogo-sochineniya-2017-2018-uchebnogo-goda.html), были следующие темы: 

1.   (113). Могут ли быть оправдания у измены?

2. (209). Когда равнодушие бывает показным?

3. (311). Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?

4. (405). Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?

5. (511). Конфликт поколений как общественная проблема. (49, https://4ege.ru/sochinenie/55791-temy-itogovogo-sochineniya-2017-2018-uchebnogo-goda.html)

 Определены направления 2019-2020 учебного года.

Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой были озвучены пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019-2020 учебного года.

Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: