Игровой материал: две куклы.
Правила игры: Показываем детям двух кукол, одна одета в красное платье - Катя. Другая одета в голубое - это Галя. Произнося имена кукол, выделяем голосом звуки К и Г.
Предлагаем детям составить рассказ об этих куклах: что на них одето, какие у них игрушки, что любят есть, чем им нравится заниматься. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю - Г. Например:
Катя одета в красное платье, любит какао с калачами, весь день скачет на скакалке и распевает куплеты. Её любимые игрушки - конь, Чебурашка и матрешка.
Игра № 4. "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА"
Игровой материал: палочка. Правила игры:
В стране звуков живет добрая Фея. У неё есть волшебная палочка, превращающая одни предметы в другие. Дотронулась Фея палочкой до вещи, в названии которой был звук С, она сразу превратилась в предмет со звуком Ц: (с)такан превращается в (ц)веток или в коль (ц)о, зер-каль(ц)е, (ц)епочку и т.д.
Голосом очень хорошо выделяем "волшебные" превращения звуков. Аналогично проигрываем со всеми шипящими.
Игра № 5. "КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?"
Правила игры:
Задание: прослушать стихотворение и назвать слова, в которых перепутаны звуки.
* * *
Закричал охотник: "Ой! Посмотрите-ка, ребятки,
Двери гонятся за мной." Реки выросли на грядке.
Тает снег, течет ручей, На виду у детворы
На ветвях полно врачей. Крысу красят маляры.
Врач напомнил дяде Мите Сели в ложку и айда -
- Не забудьте об одном: По реке - туда, сюда.
Обязательно примите Жучка будку не доела:
Десять цапель перед сном. Неохота, надоело.
Мы собрали васильки, Мама с бочками пошла
На головах у нас щенки. По дороге вдоль села.
На болоте нет дорог, Миша дров не напилил, -
Я по кошкам - скок да скок. Печку кепками топил.
Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Забодал меня котел, На него я очень зол.
(По А. Шибаеву)
* * *
Расцвели на клумбе козы. Холодно. Надень ракетку. В огород забрались розы. Для мяча возьми жакетку.
Я возьму от сыра кошку. У слона огромный робот.
Угощу я нашу корку. На заводе сделан хобот.
На конверт наклею маску. На лицо надену марку.
(По И.Лопухиной.)
Игра № 6. "ДОКТОР ЗВУКОВ"
Правила игры: Игрушечный негритенок не умеет выговаривать какие-нибудь русские звуки:
"У слона ф-ф-обот. Положи в чай са-ф-ф-ар ". Какой звук не выговаривает негритенок?
Ребенок - доктор Звуков. Он прописывает негритенку необходимую скороговорку в качестве лекарства: вкусная халва - мастеру хвала.
Примеры скороговорок
У зайки Бубы заболели зубы.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
Три корабля лавировали Да не вылавировали.
Саша любит сушки, Соня- ватрушки.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.
Маленькая болтунья молоко болтала, Болтала да не выболтала.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
Раздел II. МОДЕЛИРУЕМ СЛОВА И ЧИТАЕМ
К моменту перехода ко второму разделу пособия ребенок в результате освоения игр, данных в первой части, умеет выполнять звуковой анализ слова:
♦ выделять все звуки в слове;
♦ определять их последовательность;
♦ различать звуки по их качественным характеристикам:
гласные - согласные, мягкие - твердые;
♦ с помощью цветных фишек составлять звуковую модель
слова.
Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их интонирует, различает согласные по твердости и мягкости, то звуковой анализ получается у него быстро и просто. Такие дети с большой охотой выкладывают слова фишками, просят все новые задания. Если же дошкольник занимается звуковым анализом с неохотой, то это означает, что какие-то игры из предыдущего раздела необходимо повторить, выяснив, что именно вызывает у ребенка затруднение.
Глава 1. УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ