- Навигация
- Конструктор урока
- Урок открытия нового знания (ОНЗ)
·
- Этап 1. МОТИВАЦИИ
- Этап 2. АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
- Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
- Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
- Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
- Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
- Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
- Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
- Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Технологическая карта урока
- Алгоритм конструирования урока открытия нового знания
Этап 9 | ||
Цель этапа | Приёмы | УУД |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) |
| Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания «и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |
|
|
Описание | |
"Опрос – итог" | В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Можно скомбинировать опрос – итог с интересным фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное |
"Пантомима" | Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам) |
"Азбука" | Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой. Побеждает группа с самым длинным списком. |
"Анкета" | Учащиеся составляют вопросы- суждения по теме (не менее 10) и сдают на проверку. Потом их можно использовать на семинаре. |
"Цветные поля" | Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее. |
"Увеличение – уменьшение" | Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости. Пример. Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить? - Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время. - Хотела бы уменьшить домашние задания. - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. |
"Синквейн" | Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. |
"Толстый и тонкий вопрос" | Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: • умение формулировать вопросы; • умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете? Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве? |
"Телеграмма" | Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. 'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. |
"Шкатулка" | Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д. 'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя? |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Разряды прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные)
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: открытие учащимися разрядов имён прилагательных по значению,
формировать умения определять разряд прилагательных,
развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей,
воспитание интереса и положительного отношения к языку
Ресурсы: интерактивная доска, маркер, вырезанные из бумаги ёлочки (по 3 на каждую группу учащихся), стикеры на каждую группу учащихся (не менее 20 штук) для украшения ёлочек, распечатанные таблицы для заполнения.
|
|
|
|
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу") 2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо") 3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу") | Применяет приём «Театрализация» К просмотру предлагается фрагмент из пьесы Д. Фонвизина о Митрофанушке в исполнении учителя (театр одного актёра). («Дверь - это существительна или прилагательна?») Или готовит инсценировку фрагмента в исполнении учащихся. Или показывает фрагмент из телеспектакля по пьесе Д. Фонвизина «Недоросль». Что высмеивает Фонвизин в этом отрывке пьесы? Приятно ли быть похожим на такого, как Митрофанушка, который не может отличить прилагательное от существительного? | Смотрят инсценировку (фрагмент видео). Отвечают на вопрос учителя. Делают вывод о необходимости дальнейшего изучения имени прилагательного. | Личностные: - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в случае инсценировки), - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки). Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Применяет приём «Загадка» (Слайд 2) Художницу нашу Знает весь свет. Раскрасит художница Всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? (имя прилагательное) Тема урока: Применяет приём 2 Синквейн» | Отгадывают загадку Описывают новогоднюю ёлочку в форме синквейна. На какие разряды по значению можно разделить предложенные вами прилагательные (во 2-й строке)? - варианты учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Использует приём «Слепая таблица»
Расформировать прилагательные по вопросам, относящимся к определённому разряду прилагательных по значению. | Знакомство со «Слепой таблицей».
Учащиеся пробуют распределить прилагательные из синквейнов в графы таблицы. | Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Предложить сформулировать цель урока. Слайд 4 Способы различения разрядов прилагательных? | Цель – узнать, на какие разряды по значению делятся все прилагательные. | |||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | «НАРЯДИ ЁЛКУ!»
Слайд5 Относительные прилагательные Заполнить таблицу Словами для справок
Слайд 6
Итог: слайд 7 Учитель предлагает нарядить ёлку теми прилагательными, которые среди всех шуточных словосочетаний годятся для украшения праздничной ёлки. | Поделённый на 4 группы класс заполняет таблицу и параллельно наряжает бумажные ёлочки символическими ёлочными игрушками – стикерами с записанными на них примерами относительных прилагательных. Итог: 4 наряженные ёлки под названием «Относительные прилагательные» Поделённый на 4 группы класс заполняет таблицу и параллельно наряжает бумажные ёлочки символическими ёлочными игрушками – стикерами с записанными на них примерами качественных прилагательных. Итог: 4 наряженные ёлки под названием «Качественные прилагательные» Нахождение общего признака: Все эти прилагательные отвечают на вопрос чей? Итог: 4 наряженных ёлки по названием «Притяжательные прилагательные» | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. | Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с разрядами прилагательных. | Доказывают, что 4 ёлки наряжены в соответствии с названиями:
| Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Приём «Третий лишний» Слайд 11,12,13.14 Приём «Буквенный диктант» | Выполнение упражнения «Третий лишний» с последующей проверкой в интерактивном режиме По первым буквам (названия разрядов прилагательных) ответов получиться задуманное слов записать цепочку букв (К –качественное, О – относительное, П – притяжательное) | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - учёт правил в контроле способа решения, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Приём «Аукцион» Слады 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. и другие. Сочинение-миниатюра «Новый год» с использованием прилагательных разных разрядов. | «Выкупить» новогоднюю игрушку при условии подбора к ней всех трёх видов прилагательных, различных по разряду. Сочинение-миниатюра «Новый год» с использованием прилагательных разных разрядов. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Приём «Телеграмма» | Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |