Классификация и виды функций

1) по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

– охранительные (деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.);

– регулятивные (деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

2) по важности для общества: основные и неосновные (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

3) по времени действия: постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация беспризорности);

4) по степени отражения интересов различных групп населения: ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

5) по объектам воздействия (по сфере деятельности): внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

Внутренние функции – это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Внутренние функции государства делятся на:

1) основные (может осуществлять только государство): обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан; установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений; валютно-финансовое регулирование; бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете;

2) неосновные: традиционные (управление транспортом и связью; управление образованием и здравоохранением; защита неполноценных лиц и помощь им; управление средствами массовой информации); «новые» (государственное предпринимательство; влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства; социальные услуги и т. д.).

* Политические функции: стратегическая направленность – создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.

* Экономические функции: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности и другие.

* Социальные функции: установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и пр.); поддержка инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.; обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

* Функция финансового контроля (фискальная): установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.); контроль за денежным обращением в стране и прочее.

* Правоохранительные функции: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и другие.

* Экологическая функция: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов; контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

* Функция развития культуры, науки и образования: государственная поддержка науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрана интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования; выдача лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

* Функция регулирования межнациональных отношений.

Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.

* использование вооруженных сил для решения внешнеполитических задач государства;

* реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности;

* стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом;

* защита экономического пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт);

* интеграция, сотрудничество и укрепление связей со странами в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ; обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

1) Правовые формы: правотворческая; правоприменительная; правоохранительная деятельность.

2) Организационные формы: регламентирующая; хозяйственная; идеологическая деятельность.

Методы осуществления функций государства – способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции: убеждение и принуждение, поощрение и наказание, и т. д.

Государство имеет сложную организационную структуру и включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др.Правительство – часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти.

Форма государства связана с его содержанием, обусловливаемым уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Форма государства включает три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим, составляющих единство целостной системы.

1) Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

* Монархия – форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически.

А) абсолютная (неограниченная) монархия: верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти (Бутан, Бруней, Катар, Бахрейн, Оман, Саудовская Аравия). Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер.

Б) ограниченная монархия: власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции. Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские. Дуалистическая монархия: монарх выполняет функции реального главы государства; наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство); некоторые члены парламента назначаются монархом; члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал. Парламентарная монархия: власть монарха ограничена парламентом; парламент избирается народом; правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте; правительство несет ответственность перед парламентом; действует принцип разделения властей; властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.). В настоящее время парламентарными монархиями являются: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и другие.

* Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями.

А) президентские республики: президент, будучи главой государства, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; правительство несет политическую ответственность перед президентом; действует принцип разделения властей (США, Аргентина, Бразилия). Президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние – президента).

Б) парламентские республики: исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте.

В) парламентско-президентские (смешанные) республики (Франция, Финляндия, Россия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления: главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

В Российской Федерации существует республиканская форма правления, главой государства является Президент, законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

2) Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

3) Государственно-территориальное устройство – организация территории государства, система взаимоотношений государства как целого со своими составными частями, урегулированная нормами права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: