Как повлияли гласность и плюрализм на духовную жизнь СССР?

Термин “гласность” впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года в выступлениях М. С. Горбачева – “ без гласности нет, и не может быть демократизма”. В январе 1987 года Горбачев на Пленуме ЦККПСС провозгласил новую политику – “гласность”.

Это движение первоначально шло под девизом: «Больше демократии, больше социализма!», «Возвращение к Ленину!». По замыслу реформаторов сама политика “гласность” должна была укрепить «социализм с человеческим лицом». Это была частичная свобода слова – разрешено было говорить только о том, что можно, о том, что было выгодно руководству.

Положительным результатом политики гласности явилось то, что с 1986 г. было опубликовано множество литературных произведений, находившихся долгое время под запретом. Читатели получили возможность приобщиться к творческому наследию ученых и литераторов, считавшихся прежде сугубо «реакционными», покинувших страну или высланных за рубеж в годы советской власти. Появились первые публикации книг А.И. Солженицына и других диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и спецлагерей. Был возвращен из ссылки академик А.Д. Сахаров, тут же включившийся в активную политическую деятельность.

Наряду с литературой политика гласности коснулась и кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра. Во всех творческих союзах произошла смена прежнего, «рекомендованного» партийными инстанциями руководства. Годы перестройки были отмечены появлением множества антитоталитарных фильмов. На экраны вышли такие фильмы, как «Покаяние» режиссера Т.Е. Абуладзе, где переосмысливались исторические и нравственные устои жизни общества в советскую эпоху. Наметилось обращение деятелей культуры к дореволюционным событиям и судьбам исторических деятелей, в том числе к трагической гибели царской семьи. Новые популярные передачи появились на телевидении, транслировавшиеся в прямом эфире. Новшеством стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, Съездов народных депутатов СССР, приковавшие внимание огромного количества людей. Стали проникать также лучшие литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу и истоки тоталитарного режима.

Гласность позволяла народу выражать открыто свое недовольство. И главным насущным и злободневным вопросом стал вопрос о Сталине. Вокруг имени Сталина уже 30 лет шли горячие споры интеллигенции, переходившие и в печать. На экранах появлялись фильмы, резко осуждавшие «культ личности» (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Журнал «Огонек» разоблачал не только Сталина, но и его соратников, и наоборот, защищал деятелей «ленинской гвардии». Все это вызывало огромный интерес общества и резкое противодействие у приверженцев коммунистической идеи.

Несмотря на попытки сдерживания, СМИ отражают реальные проблемы жизни, начинают проявлять себя как четвертая власть. Борьба с “застоем”, “силами торможения” способствовала быстрой политизации и дифференциации советского общества.

Кроме внутренних проблем, “гласность” показала людям и западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у незначительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности.

направления политики гласности в СССР

Направление Мероприятия Реакция населения
СМИ Все государственные газеты и журналы начинают заострять внимание на проблемах в экономике и социальном развитии У населения формируется мнение, что социализм зашел в тупик, и вообще без помощи западного «рынка» мы обречены
Литература Публикации произведений с критикой СССР. Вершина - сознательное распространение «Архипелаг ГУЛАГ» У народа подорвались устои веры во власть и в систему.
Кино и театр Снимаются фильмы и ставятся спектакли, которые пересматривают историю СССР и Гражданскую войну. Начинается культ Николая 2 и критика большевизма. При действующей власти большевиков они начинают критиковать истоки своей власти, говоря, что это плохо. У людей в головах в итоге полная каша.
Реабилитации Большая часть пострадавших от сталинских репрессий были реабилитированы Люди начинают верить, что СССР это кровавый режим.
Национальная политика Массовое создание во всех республиках неподконтрольных государству националистических объединений. Началась национальная вражда, что очень скоро вылилось в «парад суверенитетов»

Первый этап гласности и перестройки затронул печатные издания. Теперь пресса, в том числе и государственная, активно обсуждала неудачи советской власти, а также акцентировала внимание на темах, которые ранее не поднимались. Например, активно обсуждались особенности и последствия Чернобыльской аварии.

В литературе появились такие произведения как «Зубр» (Гранин), «Дети Арбата» (Рыбаков), «Белые одежды» (Дудинцев). Все они критиковали советское общество, советской модели управления и сталинизма. В это же время в СССР издается «Арх ипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Причем книга не просто издается, а идет ее пропаганда и навязывание чуть ли не как книги для обязательного прочтения. Хотя реально «Архипелаг ГУЛАГ» это историческая фальшивка. Солженицын и говорил, что книга построена не на исторических материалах - это просто роман.

Лучшим доказательством того, насколько народ на это подсел, являются цифры по печатной прессе в 1989 году. Три самых популярных ежедневника страны издавались тиражами:

· «Аргументы и факты» - 30 млн

· «Труд» - 20 млн

· «Правда» - 10 млн

В результаты «АиФ» вошли в книгу рекордов Гиннеса - ни до ни после этого еженедельники таким тиражом не издавались нигде в мире.

В политике гласности телевидение сыграло едва ли не определяющую роль. Началось все с массовых трансляций заседаний Съездов народных депутатов. Люди следили за ними как сегодня за сериалами - все очень быстро менялось, звучали лозунги, за которые еще 2 года назад можно было получить пожизненный срок. Теперь же разрешалось многое. Именно в это время появляются первые публицистические передачи на телевидении: «Взгляд», «600 секунд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и другие. Эти программы каждый день делали одно и тоже - обсуждали как все плохо в СССР и как хорошо на Западе. Эти же передачи абсолютно замалчивали факт мощнейшего финансового кризиса в США и в Европе 1987 года. Криз, напомню, был такой силы, что его сравнивают с Великой депрессией.

В конце 80-х годов появляется целая серия документальных фильмов, которые так любят вспоминать сегодня. Самые известные из них: «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя». Основная идея документальных фильмов - какой замечательный был человек Николай 2, а Революция сломала лучшую страну мира. Конечно, это было не так, но эта идея была нужна элите, чтобы объяснить переход к рынку и последующий развал страны.

В 1988 году на экраны выходят 2 кинокартины «Маленькая вера» и «Асса». Очень рекомендую к просмотру - они отлично отражают события тех дней и настроения, царившие в обществе. Большой популярность пользовался фильм «Асса», где в главной роли выступил герой своего поколения - Виктор Цой. В том же 1988 году на экраны выходит фильм по роману Булгакова «Собачье сердце». В фильме очень точно высмеиваются недостатки революции и становления советской власти. Этот фильм опять же подчеркивает перемены в обществе - в 1988 году цензура фильм разрешила, а еще 5 лет назад за него могли посадить.

Под влиянием нарастающих экономических проблем антисталинская риторика в публицистике уступила место антикоммунистической. Некоторые авторы заговорили о порочности социалистической системы, невозможности "возвращения к истокам".

 

Другая часть интеллигенции не приняла новый курс развития, увидев в нем угрозу социализму. Преподаватель ленинградского вуза Н. Андреева заметила в плюрализме орудие уничтожения социалистической идеологии. Ее статья "Не могу поступиться принципами", опубликованная в газете "Советская Россия" в марте 1988 г., содержала призыв защитить советское наследие от "фальсификации".

Из документа (Н. Андреева. Не могу поступиться с принципами):

В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня буквально по всем вопросам обществознания, меня как преподавателя вуза интересуют прежде всего те вопросы, которые непосредственно влияют на идейно-политическое воспитание молодежи, ее нравственное здоровье, ее социальный оптимизм. Беседуя со студентами, вместе с ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас накопилось немало перекосов и односторонностей, которые явно нуждаются в выправлении. На некоторых из них хочу остановиться особо.

Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. В формулу "культа личности" насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав. Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число можно при желании зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния"…

Поддерживаю партийный призыв отстоять честь и достоинство первопроходцев социализма. Думаю, что именно с этих партийно-классовых позиций мы и должны оценивать историческую роль всех руководителей партии и страны, в том числе и Сталина. Как представляется, сегодня вопрос о роли и месте социалистической идеологии принял весьма острую форму.

В годы перестройки принципиально изменилось отношение государства к религии и церкви. В 1987 г. XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить "1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре". В 1988 г. М. С. Горбачев встретился с патриархом РПЦ Пименом в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия крещения Руси, что стало началом отказа руководства страны от политики государственного атеизма. Власти дали разрешение на строительство в столице нового храма в честь 1000-летия крещения Руси (храм Живоначальной Троицы). Церкви были возвращены часть Киево-Печерской Лавры, Свято-Данилов и Толгский монастыри, Оптина Пустынь, переданы святыни православия – часть Креста Господня, камни Гроба Господня, мощи некоторых высокочтимых святых. Началось восстановление закрытых ранее монастырей, церквей и приходов, снятие запретов на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.

Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные академии. Деятели церкви получили возможность участвовать в общественной жизни. В 1989 г. патриарха Пимена избрали народным депутатом СССР. Был утвержден закон "О свободе совести", закрепивший курс на либерализацию отношения государства к религии.

 

Большое распространение получил такой вид фольклорного жанра как анекдот. Он выступал средством политического влияния.

Из документа (Известные анекдоты эпохи перестройки):

Петька спрашивает Чапаева:

– Василий Иванович, что такое «гласность»?

– Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…

– В самом деле ничего?!

– Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!

* * *

Штирлиц зашел в резиденцию Абвера и на своей двери увидел табличку: «Резиденция советской разведки». «Гласность», — подумал Штирлиц.

* * *

Перестройка повредила ногу. Сначала думали - перелом, а потом оказалось - очередной вывих.

В годы перестройки роль литературы, поднимающей общество на новую ступень мышления, была чрезвычайно велика. Политика «гласности» приобрела особый размах после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С середины 1980-х гг. широкой публике стали доступны стихи Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, О. Мандельштама, проза и стихи В. Набокова. Большими тиражами издавались произведения М. Цветаевой, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова, А. Солженицына. Достоянием общественности стали в 1987 г. роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", в 1988 г. – роман В. Гроссмана "Жизнь и судьба", в 1989 г. – "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына.

По-прежнему привлекала внимание авторов проблема войны и мира, предотвращения термоядерной войны (произведения А. Чаковского "Победа" и "Неоконченный портрет", В. Степанова "Громовержцы").

Катастрофа на Чернобыльской АЭС по-новому заставила взглянуть на проблему проблемы гармонии человека и природы (книги "Царь-рыба" В. Астафьева, "Прощание с Матерой" В. Распутина, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева). Волновала писателей тема бережного отношения к духовному опыту прошлого, сохранения исторической памяти (повести "Картина", "Неизвестный человек", "Зубр" Д. Гранина).

Получила развитие в годы перестройки тема духовного мира личности, ее становления в сложной социальной обстановке (повести "Школьный спектакль" В. Каверина, "Ночь после выпуска" В. Тендрякова, "Безумная Евдокия" А. Алексина). Поиску истины, жизни и судьбе современной русской интеллигенции был посвящен роман Ю. Бондарева "Игра".

Механизм тоталитарной власти, судьба разных людей в сталинскую эпоху оказалась в центре внимания А. Рыбакова ("Дети Арбата"), В. Дудинцева ("Белые одежды"), В. Шаламова ("Колымские рассказы").

 

Более разнообразным стал театральный репертуар, появилось множество новых театров и студий. Были поставлены резонансные спектакли: "Говори!" (реж. В. Фокин, Н. Марусалова) на сцене театра им. Ермоловой, "Диктатура совести"(реж М. Шатров) в Ленкоме. Продолжали работать корифеи советского театра О. Ефремов, В. Плучек, М. Захаров. Однако по мере нарастания экономических проблем и развития массовой культуры залы театров стали пустеть, ощущался недостаток хороших режиссеров.

Вышли на экраны "полочные фильмы": "Тугой узел" (реж. М. Швейцер), "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин" (реж. А. Герман), "Агония" (реж. Э. Климов), "Комиссар" (реж. А. Аскольдов). Настоящей сенсацией стала кинолента "Покаяние" (реж. Т. Абуладзе), завоевавшая гран-при Каннского фестиваля в 1987 г. Абуладзе показал в фильме не только ужас тирании, но и опасность затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. Большой интерес вызвали фильмы "Завтра была война" Ю. Кары, "Холодное лето пятьдесят третьего" А. А. Прошкина, "Так жить нельзя" С. С. Говорухина, "Небеса обетованные" Э. А. Рязанова.

Были вновь показаны публике картины художников К. С. Малевича, В.В. Кандинского, П. Н. Филонова и др. 1000-летию крещения Руси И. С. Глазунов посвятил полотно "Вечная Россия" ("Сто веков"). Он представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, стен Московского Кремля. По инициативе художника в 1987 г. была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

На 1980-е гг. пришелся расцвет русского рока. У музыкантов появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь преследования за частное предпринимательство или тунеядство, как в брежневскую эпоху. В СССР были созданы рок-клубы, прошли первые рок-фестивали: Тбилиси-80, Литуаника 85-89, Подольск—87. Появились и сразу приобрели своих зрителей первые группы в жанре хеви-метал и панк-рок. Наиболее успешные группы 1980-х гг.: Кино, Алиса, ДДТ, Ария, Наутилус Помпилиус, Браво, Секрет, Бригада С, Гражданская оборона.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: