Гофман как воплощение представлений романтиков о художнике универсального дарования. Гофман-музыкант, театрал и художник, бамбергский период жизни Гофмана: постановки Клейста.
Новеллы Гофмана. Сборник Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814 год). Тема музыки в первом сборнике Гофмана: «Дон-Жуан», «Кавалер Глюк». Новелла Гофмана «Золотой горшок»: новый жанр «сказка из новых времен». Романтический герой у Гофмана.
|
|
1916 год - сборник «Ночные этюды». Рассказ «Песочный человек»: тема двойников у Гофмана, тема механизма, куклы.
Берлинский период в жизни Гофмана. Цикл «Серапионовы братья» (1819-1820). «Серапионовский принцип». Традиция ренессансной новеллистики.
1819 год - «Крошка Цахес» - одна из вершин позднего Гофмана. Мифологический пласт, поиски прототипа, особенности жанра литературной философской сказки.
1822 год - последняя сказка Гофмана «Повелитель блох». «Дело» Гофмана.
Гофман-романист: Роман «Эликсиры сатаны» и «Житейские воззрения кота Мурра».
Наследие Гофмана в XX веке: Кафка, Булгаков. Прочтение произведений Гофмана в XX веке: фрейдистская интерпретация.
Тема № 6. Английский романтизм: периодизация. «Озерная школа» в Англии: Кольридж (1772-1830), Вордсворт (1770-1850), Саути (1774-1843) (2 часа)
Особенности:1. Развивался рано – с1790-х гг. На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии появляется первая теоретическая работа по романтизму – предисловие к сборнику «Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа.2. Предпосылками для раннего оформления романтизма в Англии были бурное развитие во второй половине XVIII века сентиментализма и предромантизма.3. Особое значение для Англии имела в период романтизма поэзия. Все романтики были новаторами в этой области. Здесь сложились особые жанры и формы. Особенно популярными были сонет, баллада, песня, элегия, пейзажная лирика, сатиры, ода. Новые жанровые разновидности поэмы: лиро-эпическая, романтическая поэма.4. В рамках английского романтизма сложился жанр исторического романа (В. Скотт).«Озерная школа»: Кольридж (1772-1830), Вордсворт (1770-1850), Саути (1774-1843).
|
|
«Лирические баллады» Кольриджа и Вордсворта. Программное предисловие Кольриджа и Вордсворта к изданию «Лирических баллад». «Сказание о Старом мореходе» Кольриджа: мифологический пласт, необычность композиции, соотношение фабулы и сюжета. Стилистика поэмы Кольриджа. Представление о едином универсуме и использование мифологических образов для иллюстрации этой идеи. «Кристабель»: возрождение жанра английской баллады. Незавершенность текста как важный эстетический принцип в творчестве романтиков. «Кубла Хан»: поэтика. Важность контекста, атмосферы для романтиков.
Кольридж как критик: его лекции о Шекспире. Кольридж как рецептор немецкой культуры в Англии. Теория воображения у Кольриджа. Его полемика с Кантом.
Жанр баллады у Вордсворта. Культ провинции, культ детства. Сонеты Вордсворта. «Духовные сонеты» Вордсворта. Особенности романтической поэтики у Вордсворта и Кольриджа.