Тема № 5. Поздний немецкий романтизм: творчество Гофмана (1776-1822) (2 часа)

Гофман (1776–1822) – один из ведущих мастеров немецкого романтизма, самый популярный из немецких литераторов в России. В литературе Гофман – один из выдающихся романтиков, прежде всего новатор в сфере прозы. Он является автором множества новелл и двух знаменитых романов – «Житейские воззрения кота Мурра» и «Эликсиры Сатаны». Особое место в творчестве Гофмана занимает жанр новеллы- сказки. Гофман – один из классиков этого жанра. Самые известные его новеллы – «Щелкунчик», «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Повелитель блох».Важнейшее место в творчестве Гофмана, как и у других романтиков, занимают гротеск и ирония, с помощью которых соединяются контрастные понятия: критицизм и поэзия, фантастика и жизнь.

Гофман как воплощение представлений романтиков о художнике универсального дарования. Гофман-музыкант, театрал и художник, бамбергский период жизни Гофмана: постановки Клейста.

Новеллы Гофмана. Сборник Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814 год). Тема музыки в первом сборнике Гофмана: «Дон-Жуан», «Кавалер Глюк». Новелла Гофмана «Золотой горшок»: новый жанр «сказка из новых времен». Романтический герой у Гофмана.

1916 год - сборник «Ночные этюды». Рассказ «Песочный человек»: тема двойников у Гофмана, тема механизма, куклы.

Берлинский период в жизни Гофмана. Цикл «Серапионовы братья» (1819-1820). «Серапионовский принцип». Традиция ренессансной новеллистики.

1819 год - «Крошка Цахес» - одна из вершин позднего Гофмана. Мифологический пласт, поиски прототипа, особенности жанра литературной философской сказки.

1822 год - последняя сказка Гофмана «Повелитель блох». «Дело» Гофмана.

Гофман-романист: Роман «Эликсиры сатаны» и «Житейские воззрения кота Мурра».

Наследие Гофмана в XX веке: Кафка, Булгаков. Прочтение произведений Гофмана в XX веке: фрейдистская интерпретация.

Тема № 6. Английский романтизм: периодизация. «Озерная школа» в Англии: Кольридж (1772-1830), Вордсворт (1770-1850), Саути (1774-1843) (2 часа)

Особенности:1. Развивался рано – с1790-х гг. На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии появляется первая теоретическая работа по романтизму – предисловие к сборнику «Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа.2. Предпосылками для раннего оформления романтизма в Англии были бурное развитие во второй половине XVIII века сентиментализма и предромантизма.3. Особое значение для Англии имела в период романтизма поэзия. Все романтики были новаторами в этой области. Здесь сложились особые жанры и формы. Особенно популярными были сонет, баллада, песня, элегия, пейзажная лирика, сатиры, ода. Новые жанровые разновидности поэмы: лиро-эпическая, романтическая поэма.4. В рамках английского романтизма сложился жанр исторического романа (В. Скотт).

«Озерная школа»: Кольридж (1772-1830), Вордсворт (1770-1850), Саути (1774-1843).

Ранний английский романтизм связан с двумя кружками – школами:1) «Озёрная» школа – самое раннее явление романтизма в Англии.Представители: У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути.Название происходит от английского «the lake» («озеро»), так как лейкисты жили в графстве Кемберленд – озёрном крае.Лейкисты первыми в Англии прокламировали романтические идеи.Они выступили против нормативного искусства классицизма, считали, что в искусстве следует изображать не только великие события и выдающихся личностей, а повседневную жизнь простых людей.Поэзия должна обращаться к искренним сильным чувствам, к внутреннему миру человека.Лейкисты (особенно Вордсворт) противопоставляли промышленную, «цивилизованную» Англию – Англии средневековой и современной сельской. Стремительное и жёсткое движение современности, по их мнению, приводит к утрате традиций, расшатыванию моральных устоев, ожесточению людей. Поэтому лейкисты взывали к национальному самосознанию, стремились поддержать интерес англичан ко всему английскому (в литературе – к Шекспиру).В поэзии представители «озёрной школы» обогатили поэтический язык за счёт введения разговорной лексики, разговорной интонации, обращались к фольклорной традиции, к сложной символике, мистическому и сказочному.

«Лирические баллады» Кольриджа и Вордсворта. Программное предисловие Кольриджа и Вордсворта к изданию «Лирических баллад». «Сказание о Старом мореходе» Кольриджа: мифологический пласт, необычность композиции, соотношение фабулы и сюжета. Стилистика поэмы Кольриджа. Представление о едином универсуме и использование мифологических образов для иллюстрации этой идеи. «Кристабель»: возрождение жанра английской баллады. Незавершенность текста как важный эстетический принцип в творчестве романтиков. «Кубла Хан»: поэтика. Важность контекста, атмосферы для романтиков.

Кольридж как критик: его лекции о Шекспире. Кольридж как рецептор немецкой культуры в Англии. Теория воображения у Кольриджа. Его полемика с Кантом.

Жанр баллады у Вордсворта. Культ провинции, культ детства. Сонеты Вордсворта. «Духовные сонеты» Вордсворта. Особенности романтической поэтики у Вордсворта и Кольриджа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: