Тема № 7. Творчество Д. Г. Байрона (1788-1824) (2 часа)

Дж. Байрон – самый известный и популярный из английских поэтов эпохи романтизма. Его творчество оказало влияние на литературу романтизма во всей Европе. С именем Байрона связано в литературе особое понятие – «байронизм», обозначивших целую философию, систему взглядов поэта. Байронизм передаёт настроения тоски, разочарования в идеалах, сомнения. Эти настроения зафиксированы в особом типе «байронического героя», характер которого строится на контрастах: печаль и разочарование соединяются с жаждой свободы и действия, скептицизм – с силой чувств и стремлений. В этом типе отражаются настроения целого поколения и фиксируются основные черты романтического героя вообще. И сама личность Байрона, и его творчество сотканы из противоречий. Они отражают контрасты эпохи. В центре сознания Байрона стоит проблема конфликта одинокой личности с обществом, проблема индивидуализма и тирании.

Биография поэта. Периодизация творчества. Отличительные черты творческого метода Байрона. Политическая и общественная деятельность Байрона.

«Паломничество Чайльд Гарольда»: споры о жанре, соотношение лирического героя и автора, роль лирического героя в композиции поэмы, новый характер художественной связи, свободная композиция поэмы. Исторический и политический контекст создания поэмы. Выход героя за пределы романтической «внутренней» точки зрения. Образ наполеоновской Европы в поэме, «реальное» время в поэме Байрона, историзм Байрона. Введение современности в поэму. Комедийный подтекст поэмы, метафора странствующего рыцаря. Политика в произведении Байрона. Байрон: политик и художник. «Байроническая» тоска как концепт европейской культуры XIX века. Поэтика «восточных» поэм Байрона.

Тема № 8. Романтизм во Франции: его национальное своеобразие (2 часа).

Первая треть XIX века – особенный период в истории Франции, это период между двумя революциями (1789 г. и 1830 г.). Первая половина этого периода связана с именем Наполеона; вторая - с режимом Реставрации (1814–1830-е гг.).Особенности романтизма во Франции:1. Косвенно определялся Великой французской революцией, которая отделила прошлое и вывела на историческую сцену новое поколение.Бурная эпоха была по сути своей романтической – эпохой контрастов, выдающихся личностей, конфликтных, исключительных событий. Французам не приходилось выдумывать необыкновенные обстоятельства и неординарных героев, сама жизнь порождала их.2. Вначале литература была тесно связана с общественными проблемами и даже с политикой. Поэтому эта литература была более приземлена, более социально и публицистично настроена.3. Французский романтизм оформлялся дольше, труднее и противоречивее, чем в других странах, так как во Франции очень сильна была традиция классицизма и сопротивление иноземному (прежде всего – немецкому) влиянию. Романтики во Франции яростно полемизировали с классицистами. «Романтизм» для них означал «современное искусство», классицизм – прошлое.4. Романтический метод во Франции оформился практически одновременно с реалистическим. Расцвет романтизма здесь приходится на 1820-30-е гг., это и эпоха раннего реализма.Важнейшая теоретическая работа романтизма – «Предисловие к драме «Кромвель» Виктора Гюго – появилась в 1827 г., а первое значительное произведение теоретического плана Ф. Стендаля (трактат «Расин и Шекспир»), затрагивающее вопрос о реализме, – в 1825 г. Отсюда и тесная связь, взаимодействие и взаимовлияние двух методов во французской литературе.5. Французская романтическая литература отличалась особым историзмом, вниманием к историческому процессу, его законам.6. Первоначально романтизм во Франции воспринимался как «чуждое», «германское» явление.В первую треть века во Франции развивались следующие формы и жанры литературы: новелла и роман, поэзия и драматургия, публицистика и литературная критика.Принято различать несколько периодов развития романтизма во Франции:1. Ранний период (эпоха Первой Республики и Империи) – до1815г.Становление романтического метода, дискуссия вокруг него, острая современная социальная полемика. Представители: Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848); Жермена де Сталь (1766–1817); Бенжамен Констан (1767–1830); Этьен де Сенанкур (1770–1846)2. Расцвет романтизма (1820–30-е гг.) – включая эпоху Реставрации.Романтические кружки (самый известный из них – «Сенакль", активная деятельность журналов, ставших центрами литературной жизни: «Глоб», «Французская муза», и др.) Представители: Виктор Гюго (1802–1885); Альфонс де Ламартин (1790–1869); Альфред де Мюссе (1810–1857); Альфред де Виньи (1797–1863); Александр Дюма (1802–1870); Теофиль Готье (1811–1872); Шарль Нодье (1780–1844).

Тема № 9. Творчество Виктора Гюго (2 часа)

В.Гюго – один из самых ярких представителей французского романтизма. Будучи ровесником века, Гюго отразил в рамках своего творчества все конфликты, приметы и проблемы своего времени.Его творчество охватывает период более полувека. Принято выделять несколько периодов в творчестве французского писателя:

1. От начала 1820-х гг. – до 1827 г.: раннее творчество, связанное со становлением его романтического метода. Первые опыты Гюго в поэзии связаны с традицией классицизма. Влияние на становление его эстетических взглядов оказало творчество Шатобриана, Ламартина, В. Скотта. Сборник «Оды и баллады», разграничение жанров. Сборник «Восточное» (1820). Реформа александрийского стиха во Франции.

Молодой поэт пробовал себя в разных жанрах: ода, сатира, басни, элегии, поэмы, исторический роман.2. 1827–1838гг. – раннее романтическое творчество Гюго.Гюго проявляет себя как критик, поэт, драматург, романист.Принципы новой – романтической – эстетики он изложил в ставшей знаменитой статье – предисловии к драме «Кромвель». Как драматург Гюго разработал принципы романтического театра и реализовал их в серии пьес (самые известные из них «Эрнани» и «Рюи Блаз»). В 1831г. В. Гюго создал роман «Собор Парижской Богоматери». В нём он обращается к средневековью (действие отнесено к XV веку) и трактует историю как борьбу вечных начал.3.Творчество Гюго второй половины века:а) 1848–1870 гг.б) поздний период – 1871–1885 гг.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: