Психосинтез. Психодрама

Психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Относится к трансперсональной психологии. Используется как метод психотерапии психосоматических расстройств когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов. Сами пациенты не всегда осознают или правильно оценивают происходящие в них процессы.

Ключевое понятие «субличности».

Этапы работы с субличностями:

1. Осознание и распознавание.

2. Принятие.

3. Координация и трансформация.

4. Интеграция.

5. Синтез.

Основными задачами психосинтеза:

· постижение своего истинного (высшего) Я,

· постижение на основании этого внутренней гармонии и

· налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

Центральная проблема человека — несвобода, кажущаяся «раздвоенность» (Я — личностное, не осознающее и отрицающее существование другого Я — истинного, присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). Я едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через следующие этапы:

1. Глубокое познание своей личности — исследование низшего бессознательного, затем — среднего и высшего (психоанализ), открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые были ранее подавлены.

2. Умение управлять различными элементами личности (метод дезиндентификации), состоящий в дезинтеграции выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управлении и использовании высвободившейся таким образом энергии. Нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезиндентифицируем.

3. Познание своего истинного Я — открытие или создание объединяющего центра, чтобы расширить сознание своей личности до осознания своего Я (двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее Я). При использовании соответствующих активных техник или естественном внутреннем росте каждый этап связан с новой идентификацией. Например, человек создает идеал своей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, и таким образом делает этот идеал достижимым. («Идеал — художник, реализующий себя через создание прекрасного»). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне — человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть — не прямой путь к высшему Я, но истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом.

4. Психосинтез — формирование или реконструкция вокруг созданного нового центра новой личности, которой присущи согласованность, организованность и единство.

Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

· Выбор новой личности, к которой мы стремимся. Должны мысленно представить себе эту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижимой. Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам:1) образы, олицетворяющие внутреннее гармоническое развитие, духовное совершенство. Такие модели более актуальны для интровертов; 2) группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такие «идеальные образы» чаще выбирают экстраверты. Главное, чтобы выбранная для дальнейшего формирования «идеальная модель» была согласована с естественным ходом развития собственной личности. В результате психосинтеза можно стать лучше, совершеннее, но нельзя стать своим антиподом.

· Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. Это силы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе в процессе «высвобождения» бессознательных комплексов, и устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные. Для того чтобы использовать энергию бессознательного, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать».

· Развитие недостающих (или недостаточно развитых) для формирования «идеальной модели» элементов личности. Формирование новых качеств осуществляется двумя основными путями: с помощью самовнушения и с помощью систематической тренировки недостаточно развитых психических функций, таких, например, как память, воображение, чувства т. п.

· Координация и соподчинение различных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков, цель которого — гармоничная музыка.

Используемые техники - активная работат с субличностями.

Техника 1. «Работа с субличностями». Упражнения «Круг субличностей»,«По следам субличности», «Знакомство с субличностью», «Диалог субличностей», «Конфликт субличностей», «Определите своего Критика», «Встреча с Саботажником» «Отождествление/разотождествление», «Знакомство с нашими внутренними актерами», «Храм тишины» и др.

Субличность — это удобная модель, позволяющая иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании.

Техника 2. «Постижение своего истинного Я». Упражнения «Что есть я?», «Психосинтетическая автобиография». «Разотождествление», «Самоотождествление»,«Внутренний диалог»

Техника 3. «Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)». Упражнения «Пробуждение и развитие желаемых качеств», «Формирование идеальной модели»,  «Рабочая тетрадь», «Синтез»

 

Психодрама

Создатель Дж. Морено задумывал ее как систему ролевой игры, отражающую внутренний мир человека и социальное поведение.

Исторически первая форма групповой психотерапии.

Правила групповых норм:

1.Участники группы соблюдают строгую конфиденциальность в отношении всего, что происходит на психодраматической сессии. Обсуждать содержание сессий нельзя, кроме занятий в присутствии группы.

2. Участники группы не причиняют друг другу физического ущерба. 3.Участники сами несут ответственность за свою физическую и эмоциональную безопасность.

Состав

· режиссер-постановщик психодрамы (director) – специально подготовленный психотерапевт;

· протагонист – главное действующее лицо драмы, человек, чья проблема, ситуация в данный момент проигрывается;

· вспомогательные игроки, или вспомогательные Эго – партнеры протагониста в психодраме (режиссер, его помощники, специально натренированные для исполнения различных ролей, либо члены группы). Могут быть выбраны протагонистом или назначены режиссером. Их роль, например, значимого другого (отца, матери, возлюбленного и др.); предмета (часов, игрушки, лестницы, коридора и др.); эмоции (страха, гнева, открытости);

· зрителей – все остальные члены группы;

· сцена – пространственная организация психодраматического действия.

3 фазы:

1. Разогрев – режиссер выбирает протагониста, чья драма будет инсценирована, он должен проявить эмпатию, чтобы почувствовать, кто может и должен быть сейчас протагонистом и какая проблема наиболее актуальна в данный момент для протагониста и группы в целом. Главная цель режиссера –представленная проблема соответствовала реальной жизни, чтобы протагонист назвал значимых людей, которые присутствовали при этих событиях.

2. Действие – фаза инсценирования психодрамы, в идеальном случае приводящая протагониста к катарсису и инсайту. Именно на этой фазе применяются различные техники.

3. Обмен чувствами – фаза интеграции, в которой участники делятся чувствами и переживаниями чтобы помочь протагонисту преодолеть возможное ощущение изолированности от группы или неприятный осадок от слишком долгого пребывания на виду. Это фаза самораскрытия и диалога участников, стадия подведения итогов, осмысления тех открытий, которые были сделаны в период действия. Здесь нет советов и критики, каждый говорит лишь о собственных чувствах и ассоциациях. Эта фаза нужна для того, чтобы у каждого участника проявился собственный материал для психодрамы.

Техники психодрамы.

 1. Замена ролей – это обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт взаимодействия друг с другом, пытаются войти «в шкуру» друг друга.

2. Дублирование. Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, которые протагонист, быть может, затрудняется выразить. Обычно двойник стоит близко (либо за спиной, либо рядом с протагонистом), с тем чтобы внимательно наблюдать его невербальные проявления. Задача двойника – дать протагонисту необходимую поддержку через эмпатическое общение с ним.

3. Зеркальное отражение. Вспомогательный игрок вторично проигрывает, преувеличивая какие-то моменты поведения, протагониста, а тот наблюдает за этим, сидя в зрительном зале. Характерная черта или особенность протагониста может отражаться в «зеркале» в преувеличенном виде для того, чтобы он мог изучить ее более подробно.

 4. Монолог. Протагонист вербализует свои мысли и чувства вслух для зрителей. Он выходит из разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие внутренние реакции она у него сейчас вызывает. Проговаривание мыслей вслух позволяет участнику отстраниться от эмоциональных реакций и сформировать новый взгляд на свою проблему. Эта техника способствует познавательному инсайту и когнитивной проработке проблемы.

5. «За спиной». Обсуждение действий, мыслей и чувств протагониста как бы в его отсутствие, хотя на самом деле он находится среди зрителей Протагонист сидит на стуле, спиной ко всем остальным участникам, и не может принимать участия в обсуждении, а члены группы проявляют свои чувства, свое отношение к нему.

6. «Повернись к нему спиной». Смущенный, застенчивый или неуверенный в себе протагонист высказывает свои мысли и чувства членам группы, которые внушают ему страх.

7. «Статуя». Протагонист выражает свои чувства, взгляды или другие внутренние состояния через зримые образы, составленные из членов группы, которые представляют собой как бы отдельные элементы реальности. Например, каждый член семьи показывает с помощью «скульптуры» момент из будущей жизни семьи, наступление которого он хотел бы испытать или, напротив, запечатлевает в скульптуре тот момент, который его больше всего пугает. Процесс построения «скульптуры» не менее важен, чем результат.

8. Фотография. Участникам предлагается вспомнить какую-либо семейную фотографию и затем воспроизвести ее при помощи вспомогательных игроков. Эта техника применяется на ранних стадиях развития психодраматической группы.

9. Сноведения. Проигрывание на сцене сновидения протагониста, дающее (предоставляющее) ему возможность организовать ее так, как оно ему сейчас вспоминается, и выбрать вспомогательные Эго для воспроизведения персонажей сна. Предлагается использовать те сновидения, которые приснились участникам группы в период психодраматической сессии, или те сновидения, которые кажутся самому человеку очень значимыми или повторяющимися.

10. Физикализация. Перевод мыслей и чувств в реальные действия в ходе инсценирования конфликтов, требующих именно такой активной манеры проработки. Физикализация позволяет полнее исследовать свою роль, уточнить свое восприятие проблемы. Она побуждает участника не столько отстраниться от своих чувств и поступков, сколько полнее пережить их, пробудить эмоции и освободить блокированные источники энергии.

11.Психодраматический бодибилдинг. Протагонист выбирает вспомогательные Эго для исполнения ролей различных частей его тела. Режиссер интервьюирует протагониста, временно принимающего на себя роль каждой из этих частей, стараясь определить, как эта часть функционирует и влияет на все остальное тело. Опросив одну часть, режиссер переходит к другим частям, пока не будет построено все тело. Когда тело готово, протагониста просят отойти в сторону и наблюдать, как взаимодействуют разные части. Затем режиссер предлагает протагонисту определить те части, которые его не удовлетворяют, и перестроить их для достижения большей гармонии.

12. Самореализация. Членам группы предлагается представить себе свои жизненные планы, а затем эти планы инсценируются с помощью вспомогательных Эго.

13. Запредельная реальность – это расширение ситуации за пределы обычных пропорций, свойственных для нее, для того, чтобы позволить субъекту и группе рассмотреть проблему «вблизи», лучше узнать ее. Можно использовать какой-нибудь значимый объект, например, часы, картину, плюшевого мишку. Протагонисту предлагают «стать» этим значимым для него предметом и затем интервьюируют его в этой роли.

14. Круг давления. Протагониста окружают другие члены группы, сцепившиеся друг с другом руками и ладонями, и не позволяют ему вырваться из круга. Круг символизирует давление, которое может испытывать протагонист. Он получает от режиссера инструкцию прорваться любым возможным способом. В другом варианте техники используются стулья, обозначающие значимых других. Протагонисту самому предлагается построить круг из стульев и обозначить, кого или что будет изображать каждый из стульев. Протагонист должен отодвинуть стулья, куда захочет, для того, чтобы освободиться из гнетущего круга. Эту технику называют иногда техникой «прорыва вовне».

15. Круг утешения. Эту процедуру чаше всего используют и проводят после сцены горя, отчаяния, трагедии. Члены группы окружают протагониста, выражая ему любовь и сочувствие как вербальными, так и невербальными средствами. Эта процедура может использоваться и на заключительной стадии психотерапии.

16. Круг друзей. Друзья из прошлого, настоящего и желаемого будущего ходят вокруг протагониста, слушая, как он рассказывает сон.

17. Стена или ограда. Члены группы формируют стену, отображающую внутренние барьеры протагониста, отделяющие его от значимого для него лица. Протагониста настраивают на то, чтобы прорваться сквозь стену и встретиться с человеком, находящимся по ту сторону стены. Эту методику называют техникой «прорыва вовнутрь».

18. «Высокий стул». Протагониста сажают на стул таким образом, чтобы он оказался и ощущал себя выше остальных членов группы. Это делается для того, чтобы протагонист чувствовал себя боле сильным в процессе взаимодействия с авторитетными фигурами. Данное упражнение способствует развитию уверенного поведения.

19. Судилище. Используется для развития у протагониста способности прощать, если он сильно разозлен на какого-либо человека (значимого другого). Протагониста просят выбрать вспомогательного игрока на роль судьи. Затем он предлагает ему принять на себя ответственность за решение о том, будет ли допущен на небеса значимый другой, на которого так зол протагонист. Эта техника воспроизводится и в других конфликтных ситуациях.

20. Имплозивная психодрама - воспроизводится окружение, в котором впервые появилась эмоциональная реакция, и предпринимается попытка вызвать ответ, пробуждающий эмоцию или провоцирующий тревогу.. В ходе этой процедуры, которую называют также техникой психодраматического шока, протагонист проигрывает травматическую сцену много раз, пока она не утратит своей негативной силы.

21. Социодрама – это форма психодраматического инсценирования, нацеленная на прояснение групповых норм. Группа не концентрирует внимания на индивидуальных проблемах своих членов, в центре внимания группы не личность, а роль. Установлено, что когда мы начинаем меньше ценить свою роль, мы начинаем меньше ценить и себя. Если у человека не появляется другой роли, удовлетворительно замещающей первую, это может инициировать эмоциональные проблемы и даже психосоматическую болезнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: