Память – это "способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении"
Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память). Мнемическая деятельность – деятельность по запоминанию и воспроизведению информации.
Основные функции памяти:
1. отражательная – память отражает объекты, которые ранее ощущались и воспринимались субъектом, посредством создания мнемических образов;
2. регулятивная – память задействована во всех протекающих психических процессах и выступает основой деятельности и поведения.
Физиологическая основа памяти – образование, сохранение и актуализация ассоциаций, т.е. временных связей и их систем, в головном мозге. Образование ассоциаций происходит при воздействии раздражителей на органы чувств и наличии внимания к ним. В рецепторных системах анализаторов возникают сенсорные следы информации, лишняя (повторяющаяся) информация отфильтровывается таламусом. Поступающая информация структурируется в сенсорной коре (начало этапа формирования кратковременной памяти). В ассоциативной коре определяется, какая часть поступившей информации будет переведена в долговременную память. Гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) участвует в механизмах консолидации памяти – перевода информации из кратковременной памяти в долговременную, избирательно усиливая запоминание объектов.
|
|
Основные мнемические процессы:
1. Запоминание (кодирование) – процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций; "преобразование информации в определенный код или репрезентацию, приемлемую для памяти". Запоминание избирательно. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг.
2. Хранение – процесс удержания и переработки закодированной информации.
3. Воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания.
4. Забывание – активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.
Характеристики памяти:
· Длительность – время, в течение которого необходимая информация удерживается в памяти.
· Объем – количество элементов, одновременно удерживаемых в памяти (объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 элементами; объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограниченны).
|
|
· Точность воспроизведения – степень соответствия между принятой информацией и воспроизведенной по памяти (в процентах).
· Быстрота воспроизведения – скорость извлечения из памяти необходимой информации.
· Скорость запоминания – быстрота запечатления информации в единицу времени, зависящая от количества повторений.
· Скорость забывания – быстрота исчезновения информации (элементов объема памяти) из памяти в единицу времени.
Речь.
Речь – особый психический процесса, отличающий человека от животного мира, чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка.
Выделяют 4 основные функции речи:
- выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;
- сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;
- обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;
- воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.
С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:
- содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;
- понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;
- выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;
- воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).
Выделяют различные виды речи.
По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.
Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми. При этом различают три типа внутренней речи:
1) «речь про себя» – внутреннее проговаривание, наблюдаемая, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешней речи;
2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов и, соответственно, данный тип не соответствует структуре внешней речи;
3) речь как средство внутреннего программирования – использование слов для оказания воздействия на свое состояние, эмоции, мотивацию.
Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной.