ПРОГРАММА ПОВТОРЕНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
По специальности среднего профессионального образования
Преподавание в начальных классах
Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения – 2 года и 10 месяцев
На базе среднего общего образования
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
Преподавание в начальных классах
протокол от 28.08.2019 № 1
Председатель___________/ Л.А.Мкртчян /
Санкт-Петербург
2019
Программа подготовки обучающихся к промежуточной аттестации по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351; учебного плана по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, по программе углубленной подготовки.
|
|
Квалификация: учитель начальных классов
Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1.
Составитель: Дроздова О.В.
Общие материалы для подготовки
Тема №1. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека.
Предмет и задачи курса. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека. Связь этих дисциплин с психолого-педагогическими и медицинскими дисциплинами.
Значение изучения анатомо-физиологических особенностей детей для правильной организации оптимальных условий адаптации ребенка, учебно-воспитательного процесса, совершенствования физического и нервно-психического развития, обеспечения здоровья детей, повышения их работоспособности.
Организм – единое целое. Понятия о тканях. Виды тканей человека. Органы и системы органов. Физиологическая система.
Тема №2. Основные закономерности онтогенеза, роста и развития детей.
Индивидуальное онтогенетическое развитие организма человека. Понятие «онтогенез». Основные закономерности онтогенеза: системность, непрерывность, гетерохронность, биологическая надежность, гармоничность. Постнатальный период онтогенеза. Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов развития.
Закономерности роста и развития детей. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей. Рост и развитие организма: понятия, соотношение процессов, понятие о «скачке роста». Основные закономерности роста и развития детей. Понятие "физическое развитие". Показатели физического развития. Критические и сенситивные периоды развития. Хронологический и биологический возраст.
|
|
Здоровье детей и подростков и критерии его оценки. Критерии оценки биологического возраста. Акселерация и ретардация. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. Влияние наследственности и среды на рост и развитие.
Тема №3. Регулирующие системы организма.
Механизмы осуществления регуляции: нервный, гуморальный, нейрогуморальный и их особенности. Взаимосвязь регулирующих систем. Понятие о гуморальной регуляции функций. Биологически активные вещества и их функции в организме. Влияние биологически активных веществ на рост и развитие детского организма.
Развитие эндокринной системы организма человека.Возрастные и морфофункциональные особенности эндокринных желез и желез смешанной секреции. Их влияние на рост и развитие организма, обмен веществ, процессы жизнедеятельности.
Анатомия и физиология центральной нервной системы:Структурно-функциональная характеристика центральной нервной системы ребёнка (нейронная организация нервной системы). Строение, развитие и функциональное значение спинного мозга и головного мозга. Особенности организации и функции коры головного мозга. Особенности развития коры головного мозга у. Функциональные физиологические зоны КБП.
Анатомия и физиология вегетативной нервной системы ребенка:Особенности строения вегетативной нервной системы.
Тема №4. Условнорефлекторная основа высшей нервной деятельности.
Понятие о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретённые формы поведения и их классификация. Рефлекс и рефлекторная дуга. Безусловные и условные рефлексы – сравнительная характеристика. Условия образования и разновидности условных рефлексов. Динамический стереотип.
Особенности формирования условно-рефлекторной деятельности детей.
Общее положение о типах высшей нервной деятельности и темпераментах личности. Показатели свойств нервной системы по И.П. Павлову. Типы высшей нервной деятельности. Первая и вторая сигнальные системы.
Тема №5.Общая и частная анатомия и физиология сенсорных систем.
Общий план строения сенсорных систем. Понятие "Сенсорная система". Учение И.П. Павлова об анализаторах. Организация периферического отдела анализаторов. Рецепторы – виды, свойства, возрастные особенности.
Зрительная система.Развитие зрительной сенсорной системы в онтогенезе. Возрастные особенности системы восприятия. Цветовосприятие. Возрастные изменения зрительных реакций.
Система слуха.Развитие слухового анализатора в онтогенезе. Значение слуха в формировании речи. Системы положения тела: вестибулярная, проприоцептивная. Возрастные особенности формирования вестибулярных реакций.
Вкусовая и обонятельная системы человека. Возрастные особенности формирования вкусового и обонятельного анализаторов.
Тактильный и температурный анализаторы. Строение и развитие кожи.
Возрастные особенности формирования и строения кожи у детей. Кожный анализатор. Рецепторный аппарат кожного анализатора и его морфологические и функциональные особенности.
Тема №6.Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата детей.
Строение и возрастные особенности костной ткани: Значение опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности развития костной ткани у детей.
Строение скелета человека: Рост и развитие скелета, формирование изгибов позвоночника процесс окостенения скелета, изменение отделов скелета с возрастом.
|
|
Типы соединения костей: прерывные, непрерывные, полупрерывные.
Мышцы человека: Периоды интенсивного роста скелетных мышц, последовательность развития различных групп мышц, потребность детей в движении. Работа мышц.
Скелетные мышцы как орган движения. Группы мышц человека: мышцы туловища, верхних и нижних конечностей, черепа.
Строение и возрастные особенности созревания мышечной ткани у детей:
Возрастные особенности созревания свойств мышечной ткани у детей: сократимость, возбудимость, проводимость, эластичность, проводимость. Физиология мышечного сокращения.