Тема №4. Условнорефлекторная основа высшей нервной деятельности

ПРОГРАММА ПОВТОРЕНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

По специальности среднего профессионального образования

Преподавание в начальных классах

 

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста                                                                                

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года и 10 месяцев

На базе среднего общего образования

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

Преподавание в начальных классах

протокол от 28.08.2019 № 1

Председатель___________/ Л.А.Мкртчян /

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

 

Программа подготовки обучающихся к промежуточной аттестации по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351; учебного плана по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, по программе углубленной подготовки.

 

Квалификация: учитель начальных классов

Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1.

 

Составитель: Дроздова О.В.

 

Общие материалы для подготовки

Тема №1. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека.

Предмет и задачи курса. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека. Связь этих дисциплин с психолого-педагогическими и медицинскими дисциплинами.

Значение изучения анатомо-физиологических особенностей детей для правильной организации оптимальных условий адаптации ребенка, учебно-воспитательного процесса, совершенствования физического и нервно-психического развития, обеспечения здоровья детей, повышения их работоспособности.

Организм – единое целое. Понятия о тканях. Виды тканей человека. Органы и системы органов. Физиологическая система.

Тема №2. Основные закономерности онтогенеза, роста и развития детей.

          Индивидуальное онтогенетическое развитие организма человека. Понятие «онтогенез». Основные закономерности онтогенеза: системность, непрерывность, гетерохронность, биологическая надежность, гармоничность. Постнатальный период онтогенеза. Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов развития.

          Закономерности роста и развития детей. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей. Рост и развитие организма: понятия, соотношение процессов, понятие о «скачке роста». Основные закономерности роста и развития детей. Понятие "физическое развитие". Показатели физического развития. Критические и сенситивные периоды развития. Хронологический и биологический возраст.

          Здоровье детей и подростков и критерии его оценки. Критерии оценки биологического возраста. Акселерация и ретардация. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. Влияние наследственности и среды на рост и развитие.

Тема №3. Регулирующие системы организма.

Механизмы осуществления регуляции: нервный, гуморальный, нейрогуморальный и их особенности. Взаимосвязь регулирующих систем. Понятие о гуморальной регуляции функций. Биологически активные вещества и их функции в организме. Влияние биологически активных веществ на рост и развитие детского организма.

Развитие эндокринной системы организма человека.Возрастные и морфофункциональные особенности эндокринных желез и желез смешанной секреции. Их влияние на рост и развитие организма, обмен веществ, процессы жизнедеятельности.

Анатомия и физиология центральной нервной системы:Структурно-функциональная характеристика центральной нервной системы ребёнка (нейронная организация нервной системы). Строение, развитие и функциональное значение спинного мозга и головного мозга. Особенности организации и функции коры головного мозга. Особенности развития коры головного мозга у. Функциональные физиологические зоны КБП.

Анатомия и физиология вегетативной нервной системы ребенка:Особенности строения вегетативной нервной системы.

Тема №4. Условнорефлекторная основа высшей нервной деятельности.

Понятие о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретённые формы поведения и их классификация. Рефлекс и рефлекторная дуга. Безусловные и условные рефлексы – сравнительная характеристика. Условия образования и разновидности условных рефлексов. Динамический стереотип.

Особенности формирования условно-рефлекторной деятельности детей.

Общее положение о типах высшей нервной деятельности и темпераментах личности. Показатели свойств нервной системы по И.П. Павлову. Типы высшей нервной деятельности. Первая и вторая сигнальные системы.

Тема №5.Общая и частная анатомия и физиология сенсорных систем.

Общий план строения сенсорных систем. Понятие "Сенсорная система". Учение И.П. Павлова об анализаторах. Организация периферического отдела анализаторов. Рецепторы – виды, свойства, возрастные особенности.

Зрительная система.Развитие зрительной сенсорной системы в онтогенезе. Возрастные особенности системы восприятия. Цветовосприятие. Возрастные изменения зрительных реакций.

Система слуха.Развитие слухового анализатора в онтогенезе. Значение слуха в формировании речи. Системы положения тела: вестибулярная, проприоцептивная. Возрастные особенности формирования вестибулярных реакций.

Вкусовая и обонятельная системы человека. Возрастные особенности формирования вкусового и обонятельного анализаторов.

 Тактильный и температурный анализаторы. Строение и развитие кожи.
Возрастные особенности формирования и строения кожи у детей. Кожный анализатор. Рецепторный аппарат кожного анализатора и его морфологические и функциональные особенности.

Тема №6.Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата детей.

Строение и возрастные особенности костной ткани: Значение опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности развития костной ткани у детей.

Строение скелета человека: Рост и развитие скелета, формирование изгибов позвоночника процесс окостенения скелета, изменение отделов скелета с возрастом.

Типы соединения костей: прерывные, непрерывные, полупрерывные.

Мышцы человека: Периоды интенсивного роста скелетных мышц, последовательность развития различных групп мышц, потребность детей в движении. Работа мышц.

Скелетные мышцы как орган движения. Группы мышц человека: мышцы туловища, верхних и нижних конечностей, черепа.

Строение и возрастные особенности созревания мышечной ткани у детей:

Возрастные особенности созревания свойств мышечной ткани у детей: сократимость, возбудимость, проводимость, эластичность, проводимость. Физиология мышечного сокращения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: