На судовых дизелях в качестве коренных, шатунных и головных подшипников в основном используют подшипники скольжения (вкладыш или заливка антифрикционного материала).
Основные эксплуатационные факторы, вызывающие деградацию технического состояния:
- динамические силовые нагрузки;
- трение рабочих поверхностей (окружная скорость трущихся поверхностей до 50 м/с);
- коррозионное, эрозионное и кавитационное воздействие загрязненных, обводненных и аэрированных смазочных масел;
- воздействие на тыльную сторону вкладыша микроскопических возвратно-поступательных перемещений подшипников в постелях, повышенной влажности и наличия кислорода в атмосфере картера.
- циклическое изменение давления на контактной поверхности подшипника (рис.19).
Рис.19. Диаграмма изменения давления на шатунном
подшипнике дизеля
Характерные процессы деградации технического состояния подшипников скольжения:
§ усталостное растрескивание и выкрашивание баббита;
§ утончение слоя баббита в подшипниках в результате естественного износа, а также вследствие, аэрации масла;
|
|
§ повреждение антифрикционного слоя (изменение микрорельефа, постепенное расширение и углубление дефектов, образование губчатой структуры) при длительном динамическом воздействии смазочного масла (кавитации) с местным повышением давления до 40 МПа и присутствии большого количества воздуха в масле;
§ деформирование вкладышей и ослабление креплений из-за растяжения болтов;
§ фреттинг-коррозия на тыльных сторонах вкладышей;
§ местное увеличение твердости баббита в результате уплотнения и упрочнения (наклепа);
§ задиры антифрикционной поверхности в результате попадания в масло механических примесей и нарушения режимов смазки.