Технология использования метода

Для адекватного использования интегративного теста тревожности целесообразно обосновать необходимость диагностики тревожных расстройств как весьма часто встречающихся клинико-психологических феноменов не только в психиатрии и медицинской психологии, но и в практике врачей общесоматического профиля.

       Более того, тревога, как эмоциональное состояние и тревожность как фундаментальная составляющая личностной типологии, анализируются и учитываются во многих сферах деятельности в спорте, военной и операторской деятельности профотборе, педагогическом процессе и других областях, где предъявляются специальные требования к адаптивным возможностям человека. Нарушения психической адаптации как сложной многомерной системы приспособительных механизмов личности возникают в силу различных причин и обстоятельств, и в настоящее время одной из наиболее практически значимых задач совместной деятельности психиатров и врачей общего профиля с клиническими психологами является диагностика, содержательная квалификация и комплексная коррекция состояний условно патологического типа, к которым относятся нарушения психической адаптации или адаптационные (в широком понимании) расстройства, которые нашли отражение и в МКБ-10[1] (F40-F43). Особенностью этих расстройств являются клинически слабо структурированные, нестойкие, полиморфные симптомы, не имеющие четкой нозологической принадлежности. Частота их встречаемости по данным литературы варьирует в широких пределах (22,0% – 89,7%), но имеет четкую тенденцию к увеличению, прежде всего, в связи с резкими изменениями качества жизни населения в нашей стране. В их генезе, наряду с влиянием так называемых социально-стрессовых расстройств и социальной фрустрированности имеют место и личностные факторы – неумение людей самостоятельно разрешать кризисные ситуации, внутриличностные, семейные и производственные конфликты, что неизбежно приводит к хроническому стрессу и дистрессам.

Как показывают многочисленные исследования[2], психическая дезадаптация у ранее психически здоровых людей проявляется чаще всего в виде неврозоподобных расстройств. Среди симптомов, которых более чем в 50% случаев, выделяются тревожные, астенические состояния, нарушения активного внимания, умственной работоспособности и психической активности в целом.

Клиническая диагностика состояний психической дезадаптации вызывает существенные трудности, особенно у врачей общего профиля, имеющих дело с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами, с побочными эффектами лекарственной терапии и т.п. Эти трудности обусловлены, прежде всего, сложностью диагностики состояний тревоги, которая относится к числу универсальных, но неоднозначных и неспецифических эмоциональных феноменов, сопровождающих различные патологические процессы. Тревога, как известно, является одним из облигатных признаков невротических расстройств, однако при поведенчески бедных проявлениях тревоги (как и скрытой депрессии), ее диагностика затруднена даже для специалистов – психоневрологов и психотерапевтов.[3]

       Отсюда возникает необходимость в дополнительных диагностических инструментах – психологических тестах для дифференцированной оценки тревоги и степени ее выраженности, определении личностных предикторов ее возникновения – оценки тревожности как преморбидной личностной характеристики. Все это имеет существенное значение для выработки врачебной тактики, прогноза, учета эффективности психофармако- н психотерапии. Особую роль выполняют психологические методики экспресс-диагностики эмоциональных состояний, а частности, тревоги и тревожности при скрининговых исследованиях в связи с задачами первичной психопрофилактики для определения роли ситуационно-средовых факторов в возникновении психической дезадаптации у лиц, чья профессиональная деятельность проходит в условиях эмоционального напряжения, действия сложных климато-географических, экологических и социальных факторов.

       Еще раз следует подчеркнуть, что речь идет о выявлении состояния, крайне бедного поведенческими речевыми вегетативно-соматическими проявлениями, без четких диагностических критериев в жалобах людей, даже если они и обращаются за консультативной помощью к врачу или медицинскому психологу.

       Существует немало публикаций, посвященных формализованным методам диагностики тревоги, но ни одна из многих существующих шкал не позволяет по-существу рассмотреть тревогу и тревожность как многомерные понятия, в которых, как показывает практика, сходятся не только собственно аффективные, но и другие компоненты, играющие важную роль в диагностике психической дезадаптации, и других форм патологии, в связи с чем и разработана новая методика.

       Для обработки результатов исследования и упрощения расчетов разработана следующая процедура использования теста ИТТ.

       а) Из матрицы повернутых факторных нагрузок, обозначенных выше, опускались значения менее 0,5, после чего в расчет принимались только пункты имеющие нагрузки, превышающее это число. Для первой вспомогательной шкалы таких пунктов оказалось 4, для второй, третьей и четвертой – по 3, для пятой – 2. В этих пунктах концентрировалась смысловая психологическая сущность шкал.

       Учитывая, что в дальнейшем в расчетах должны использоваться лишь наиболее значимые фрагменты факторных матриц, и что суммы факторных нагрузок соответствующих вопросов по шкалам отличаются размерностью. Для обеспечения сравнимости показателей вспомогательных шкал были рассчитаны их коэффициенты редукции. Так, например, фактическое соотношение отобранных коэффициентов для шкалы "эмоциональный дискомфорт" и "астенический компонент" составляет 2567:1930 (1: 0,764), для шкал "тревожная оценка перспективы" и "социальная защита" – соответственно 1988:1281 (1:0,634) и т.д. С учетом подобных пропорций факторные нагрузки на вопросы методики по соответствующим шкалам были пересчитаны таким образом, чтобы суммы их диагностических весов при ответах типа "Редко" или 'Слабо выражено" составляла 1.

       б) В зависимости от полученных во время обследования ответов (например, или “Редко” или “Часто” или “Почти все время” для СТ-Л). диагностический вес соответствующего пункта умножался на 1, 2 или 3. Ответы типа "Совсем нет” и "Почти никогда” в расчет не принимались.

       в) В соответствии с объяснимой дисперсией по каждому из выделившихся факторов и накопленному нормативному материалу, размерности шкал редуцировались таким образом, чтобы их рабочий диапазон был сопоставим, а шкалы сравнимы в интраперсональном контексте.

       Ниже даны полученные диагностические коэффициенты для ручной обработки вспомогательных шкал (здесь и в табл. 3 и 4 для удобства устного счета приведены значения, умноженные на 100).

Первое (наибольшее) число в ряду соответствует значительной выраженности признака, второе – средней, третье – слабой (см. табл.1).

 

Таблица 1

 

 

ЭД

АСТ

ФОБ

ОП

СЗ

0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
1 0 25 49 74                                
2 0 24 49 73                                
3                         0 37 74 110        
4 0 27 53 80                                
5                         0 32 65 98        
6 0 24 49 73                                
7                 0 37 74 111                
8         0 30 61 91                        
9                 0 28 56 85                
10                                 0 57 114 171
11                                 0 43 86 129
12                 0 29 58 87                
13         0 41 81 122                        
14         0 29 58 87                        
15                         0 31 61 92        

 

ПРИМЕЧАНИЯ:           цифры, обозначающие столбцы означают соответствующие варианты

ответов

                                          0 – совсем нет (СТ-С); почти никогда (СТ-Л)

                                          1 – слабо выражено (СТ-С); редко (СТ-Л)

                                          2 – выражено (СТ-С); часто (СТ-Л)

                                          3 – очень выражено (СТ-С); почти все время (СТ-Л)

 

       При наличии шаблона и небольших навыков устное сложение четырех, трех или двух чисел по каждой из вспомогательных шкал не представляет труда (еще раз напомним. что ответы ”Совсем нет” и “Никогда” вообще здесь не учитываются). Полученные суммы заносятся в соответствующие клетки бланка, что позволяет наглядно сравнивать представленность того или иного компонента тревожности. Для стандартизации результатов предусмотрен перевод сырых значений шкалы общей тревожности и вспомогательных шкал в значения шкалы станайнов.

 

Таблица 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: