Экскурс: позитивизм и дуализм

С момента становления медицины как науки в середине XIX века она была встроена в возникшую тогда же парадигму «позитивизма». Огюст Конт, математик, философ и критик религии, живший во Фран­ции с 1798 по 1857 год, придерживался мнения, что метафизические допущения в науке бессмысленны и поэтому не нужны. Нам следует опираться на факты, наблюдения и измерения, отбросив спекуляции и вопросы веры (например, вопрос о существовании Бога). Вмешательство и контроль религии столетиями мешали ме­дицине в её исследовательских устремлениях, и позитивизм оказался подходящей идеей. С его помощью медицина смогла элегантно дистан­цироваться от вероучений и метафизики. Изучение «души» врачи с того момента делегировали религии и философии. Со своей стороны они брали на себя ответственность за тело, очищенное от этой «души». Разграничение между «просто телом» и «нематериальной душой» ле­гло в основу современной медицины и до сих пор культивируется как одна из важнейших её концепций. Её ортодоксальные сторонники ут­верждают, что медицина — точная наука, которую нельзя смешивать с метафизическими идеями.

Обоснованием идеи дуализма тела и души в западном философ­ском дискурсе часто считают работы Рене Декарта (1596-1650). Трактат Декарта «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках», в котором присутствует его знаменитая фраза «Я мыслю, следовательно, я существую», считается подтвержде­нием того, что существует дух без тела, и тело тоже можно представить себе без духа. «Из этого я узнал, что я - субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, душа, которая делает меня тем, что я есть, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть».

С моей точки зрения, этот дуализм уже есть последствие травмы. Травмированные люди теряют связь со своим телом и спасаются бегст­вом в голову, которую они уже не ощущают у себя на плечах и считают «душой», которая может существовать вне пространства и времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: