Особенности социально-педагогической работы с кризисными семьями по профилактике и преодолению социального сиротства

Социальные сироты — дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях.

Для того чтобы решить проблему социального сиротства, необходимо работать с семьями в начальной и средней степени асоциальности, активизировать работу с ними в тесном контакте с другими субъектами профилактики, используя восстановительные технологии.

Профилактика социального сиротства.

1.предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

2.сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

3.содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.

Для работы с тяжёлыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолеть существующие трудности и обеспечивать ребёнку нормальные социальные и биологические условия существования [9

Решающую роль в работе междисциплинарной команды специалистов может сыграть налаженное сотрудничество органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистов, работающих в учреждениях образования, социальной защиты и здравоохранения.

Лечебная педагогика А. А. Дубровского. Особенности семейного детского дома

А. А. Дубровский разработал методы лечебной педагогики для детей-инвалидов. В своей книге «Жемчужина России» он рассказывает об опыте лечения детей в санаторном пионерском лагере у моря, однако его методы будут полезны в работе социального педагога в любых условиях.

Суть метода заключается в использовании лечебного воздействия различных деревьев на психику детей. При этом имеют значение форма кроны и конфигурация дерева.

 А. А. Дубровский отмечает, что на заторможенных детей благотворно действуют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (пихта, тополь, ель). В санатории имеется парк, в котором посажены деревья с раскидистыми, зонтикообразными, повислыми, плакучими, шарообразными кронами, со светлой листвой. Успокаивающе действует шаровидная, овальная форма. А. А. Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, их притягивали «кругленькие, на длинной ножке, мягкие пушистые шарики».

Успех лечения определяется возможностью преодоления одиночества и подавленности. Поэтому на первом этапе в процессе доверительной беседы педагог старается, выяснив главные желания ребенка, отвлечь его от ухода в болезнь.

А. А. Дубровский указывает, что частыми причинами болезни являются «неразвитость души, безделье, скука, праздность, черствость и бездушие, грубость и непонимание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность», поэтому задача педагогов – научить детей жить среди людей. В качестве главных лекарств называются понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка.

 Каждый живущий в санатории должен быть увлечен совместным трудом, который, по словам педагога, вносит в жизнь больных детей романтику. Романтика – это важный элемент в жизни детей. Например, при организации игры «Морская эскадра» дети изучали азбуку Морзе, встречались с моряками-пограничниками и т. п. Все эти действия способствовали их выздоровлению.

 В санатории созданы комнаты для размышлений, на дверях которых написано: «Зайди и призадумайся – выполняешь ли ты “10 нельзя”». Перечислим некоторые правила:

 1) нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно придаваться увеселениям;

2) нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство;

3) нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно стариками;

4) нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи;

 5) нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что не дает себе;

6) нельзя делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни в стороне и т. д.

Особенности семейного детского дома

  как альтернативной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей

 Ещё одной альтернативной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей является семейный детский дом. Остановимся подробнее на данной форме воспитания.

 Идея создания семейных детских домов была предложена Советским детским фондом имени В.И. Ленина (ныне: Российский детский фонд). В то время основной формой содержания детей, оставшихся без родителей, были государственные детские дома и интернаты.

17 августа 1988 года Совет Министров СССР издал постановление о создании детских домов семейного типа. В СССР было создано почти пятьсот семейных детских домов, и в них из государственных сиротских заведений вошло четыре тысячи детей.

В России за 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: