Статистические и математические методы научного исследования в хореографии

Статистические и математические методы решают следующие задачи: обработка фактического материала, получение новых, дополнительных данных, обоснование научной организации исследования. педагогические измерения, выполненные с помощью тестов, опросников, всегда сопровождаются некоторой ошибкой, которую вызывают несовершенство диагностического инструментария. различные обстоятельства, связанные с условиями проведения измерений. Поэтому результат педагогического исследования имеет вероятностный характер. Следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность (значимость) полученных результатов. Это и обуславливает применение в педагогике статистических и математических методик.

Примеры использования  методов и процедур формализации средств обработки данных. Сосчитывание – определение частоты позитивного или негативного результата. Например, на уроке ритмики педагог дал задание каждому ученику повторить ритмический рисунок музыкальной фразы с помощью хлопков. Из 28 человек 20 справились с заданием, а 8 – нет. Ранжирование – ранговая оценка расположения объектов, явлений по их значимости либо по порядковой степени увеличения/убывания. Например, обучающимся предлагается расставить учебные (специальные) предметы по рангу значимости и трудности для них, затем исследователь оценивает предложенные позиции и делает соответствующие выводы. Метод парных сравнений – метод оценивания с помощью чисел. Для большей объективности оценка того или иного педагогического явления или качества испытуемого в ряду лиц проводится в сравнении или сопоставлении с каждым другим испытуемым. Объекту, явлению, человеку (носителю конкретного качества) приписывается какое-то число. Если качества у пары обучающихся примерно равны, то каждый получает по 1; если у одного это качество развито больше, то он получает 2, а его партнёр – 0. В результате сосчитывается общий балл. На основе числовых сравнений составляется матрица и высчитывается ранговый показатель. Также используются приемы шаблонирования, повышающие информативную ёмкость анкетного опроса; шкалирования, дающего возможность измерять интенсивность определенных педагогических явлений, упорядочивать эти явления, количественно оценивать каждое из них, определяя низшую и высшую ступени изучаемого явления.

В педагогических исследованиях используют шкалы разных видов. Трехмерная шкала: очень активный – активный – пассивный. Многомерная шкала: очень активный – среднеактивный – не слишком активный – пассивный – полностью пассивный. Двусторонняя шкала: очень интересуется, достаточно интересуется – равнодушен – не интересуется – совершенно нет интереса.

Все эти методы играют большую роль в анализе и обобщении полученных данных. Позволяют установить различные взаимосвязи фактов, выявить тенденции в развитии педагогических явлений. Так, теория группировок математической статистики помогает определить, какие факты из собранного эмпирического материала сопоставимы, по какому основанию их правильнее сгруппировать, какой степени достоверности они будут. Обычно применяют три вида группировок: типологическую, вариационную, аналитическую.

Типологическая группировка используется, когда необходимо разбить фактический материал на качественно однородные единицы (например, разбивка показателей выполнения ими определенных гимнастических упражнений по неделям / месяцам / годам обучения).

Вариационная группировка дает возможность последовательно судить о структуре изучаемого явления, применяется в случае необходимости сгруппировать материал по величине какого-либо изменяющегося признака – разбивка групп обучающихся по уровню успеваемости и др.

Аналитическая группировка помогает устанавливать взаимосвязь между изучаемыми явлениями (зависимость степени подготовки обучающихся от различных методов обучения, качества выполняемых заданий – темперамента, способностей), их взаимосвязь и взаимообусловленность в точном исчислении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: