Семинары и практические занятия в высшей школе: подготовка, проведение

Обязательный компонент процесса обучения в высшей школе - практические занятия, предназначенные для углубленного изучения той или иной дисциплины. Термин "практическое занятие" включает такие виды занятий, как лабораторная работа, семинарское занятие, практикум. Аудиторные практические занятия играют ведущую роль в формировании навыков и применении приобретенных знаний. Практические занятия логически продолжают работу начатую на лекциях. Практические занятия развивают научное мышление и язык студентов, позволяют проверить их знания.

Главная цель семинарских занятий - содействие углубленному усвоению студентами наиболее сложных вопросов учебного курса, побуждения студентов к коллективного творческого обсуждения, овладение научными методами анализа явлений и проблем, побуждение к самостоятельному изучению научной и методической литературы, формирование навыков самообразования. В процессе подготовки к семинару студенты самостоятельно отрабатывают литературу (учебную, методическую, научную), учатся критически оценивать различные источники знаний.  

В семинарских занятиях принимается форма учебного занятия, при которой преподаватель организует дискуссию по заранее определенным темам, к которым студенты готовят тезисы ответов или индивидуально выполненные, Рефераты, доклады. Такие семинары называют также семинары-дискуссии.

Семинары-практикумы посвященные обсуждению различных вариантов решения практических ситуационных задач. План семинара сообщают студентам заранее для осознания логики постепенного, последовательного развития темы. Обязательно сообщают необходимые научные и методические источники по теме с помощью которой можно углубить знания по теме. Целесообразно также давать индивидуальные творческие задания по теме семинарского занятия. На семинаре следует обсуждать наиболее спорные проблемы. Учитывая развивающую цель обучения семинарские занятия развивают самостоятельность мышления, умение аргументировать и восстанавливать свое мнение, вести корректную дискуссию.

Семинара присущи четыре основные функции:

1. Углубление, конкретизация, систематизация знаний, полученных на лекциях и во время самостоятельной работы

2. Развитие навыков самостоятельной работы

3. Поощрение к научным исследованиям

4. Контроль за качеством усвоения студентами материала

По форме семинары можно проводить в виде развернутой беседы по плану или в виде небольших докладов студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

Метод докладов предусматривает обмен мнениями и дискуссию по противоречивым положений, т.е. живую беседу.

Лабораторные работы (от лат labor - труд, труд, работа, трудность) самим своим названием указывают на понятие, которое сложилось еще в древние времена, и связанные с применением умственных, трудовых, физических усилий, направленных на решение научных задач.

Слово "практикум" отражает ту же мысль (от гр practicos - деятельный) - имеются в виду такие виды учебных занятий, которые требуют от студентов усиленной деятельности. Лабораторные занятия - форма учебного занятия, при которой студент под руководством преподавателя лично проводит естественные или имитационные эксперименты или опыты с целью подтверждения отдельных теоретические них положений данной учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методикой экспериментальных доследований в определенной предметной области.

Практическое занятие - форма учебного занятия, при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки практического применения знаний через индивидуальное исполнение студентами соответствии сформулированных заданием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: