Закономерности и принципы процессов воспитания и самовоспитания

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель - формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания - эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей.

Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом.

Закономерности эффективность воспитания зависит от:

1. сложившихся воспитательных отношений.

2. соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

3.соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников.

4. совокупного действия объективных и субъективных факторов.

5.интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности.

6. активности его участников в педагогическом взаимодействии.

7. эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения.

8. качества воспитательного воздействия.

9. интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника

9. сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников.

10. интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками

 Принципы воспитания – это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить главные принципы:

1.Общественная направленность воспитания – требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

2.Опора на положительное: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества

3.Гуманизация воспитания – уважение его прав и свобод.

4.Личностный подход

5. Единство воспитательных воздействий – это единство усилий школы, семьи и общественности.

Важнейшие задачи воспитания:

1. Формирование трудовых и жизненных навыков (творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, умения прогнозировать личные и коллективные результаты деятельности, способности к профессиональному самосовершенствованию).

2. Формирование способности проявлять себя в качестве субъекта творческой деятельности, коммуникации, культуры; вырабатывать и ставить перед собой цели, давать оценку, мотивировать и обдумывать оптимальные решения, планировать организацию своей деятельности.

3. Развитие чувства прекрасного посредством творческого характера деятельности.

Особенности воспитания как процесса:

1. Многофакторность. На него оказывают влияние природная среда, иерархия общественных ценностей, государство, семья, школа, общественные организации, СМИ, искусство и т.д.

2. Диалектичность (динамичность, подвижность, изменчивость в зависимости от условий конкретной ситуации, возраста воспитанников, личности воспитателя и т.д.). Противоречия, с одной стороны, являются движущей силой воспитания, а с другой, могут его тормозить (например, противоречие между словом и делом).

3. Длительность.

4. Непрерывность.

5. Комплексность.

6. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов.

7. Двусторонний характер. Большое значение имеет обратная связь. В процессе воспитания меняется не только воспитанник, но и воспитатель.

Этапы процесса воспитания:

1. Овладение знаниями норм и правил поведения (просвещение, то есть ознакомление с общими нормами и требованиями, правилами поведения).

2. Формирование убеждений (знание должно перейти в убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни).

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания:

1) самоанализ личностного развития – размышление над отдельными качествами своей личности, способствует обдуманным действиям и поступкам, помогает установить причинно-следственные связи;

2) самоотчет – повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию;

3) самоконтроль – помогает выявить качества характера и оценить свои возможности;

4) самооценка – помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам личности.

Виды самовоспитания:

1) интеллектуальное (хорошо развитая устная речь; письменная речь; глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования)

2) эстетическое (умение установить и поддержать контакт с собеседником; умение привлечь и удерживать внимание собеседника; воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмоциям)

3) физическое (присутствие особого психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость; поднятие общего тонуса; умение обращаться с собственным телом; поддержание нормальной спортивной формы)

4) психологическое (умение длительно концентрироваться; умение снимать психологическое напряжение; стремление понимать состояние учеников; правильное общение с родителями и коллегами).

Философские концепции, их значение для теории и практики воспитания цели ее воспитания

Основные философские концепции воспитания (прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, экзистенциализм, гуманизм) – это совокупность теоретических представлений о том:

n что представляет собой личность;

n суть ее потребностей;

n модус (способ) ее поведения;

n цели ее воспитания.

Прагматизм [лат. pragmatismus – дело, действия] известен также как «профессионализм» (или прогрессивное воспитание), «инструментализм», «экспериментализм», сторонники Американский педагог и психолог Джон Дьюи (1859-1952) и У.-Х. Килпатрик (1871-1965) – ученик и последователь Дж. Дьюи Сущность воспитания определяли как

-Природосообразный процесс, поощряющий присущие растущей личности деятельностные задатки и потребности 

-Процесс воспитания – это организация деятельности ребенка в социальной среде 

-Важным средством обучения и воспитания считается проектная деятельность школьников.

-Различаются 4 вида проектов.

Виды проектов: 

-созидательный (производительный)

-потребительский (его цель –потребление в широком смысле слова, включая развлечения) 

-проект решения проблем (или каких-либо интеллектуальных затруднений)

-проект-упражнение.

Неотомизм [от греч. neos – новый и имени Thomos - Фома] наиболее авторитетное современное течение в католической философии воспитания, последователи: Э.Жильсон (Франция), Ж.Маритен (Франция), М.Кромпец (Польша). Идеи неотомизма активно проповедовал Папа Римский Иоанн Павел (К. Войтыла).

Неотомизм как философская основа воспитания пережил обновление основоположений Аквината («Фома Аквинский») за счет ассимиляции с:

- антропоцентрическими теориями;

- феноменологическим подходом;

- персоналистической идеей

В настоящее время неотомизм рассматривает воспитание сквозь призму человеческого существования

Основные идеи неотомизма: человек – неотъемлемое звено иерархии форм бытия, сотворенного Богом; человек – сложная субстанция, состоящая из двух простых: души и тела; душа – основа личности; телесное начало связывается с индивидуальностью.

Современные неотомисты пропагандируют солидаризм как инструментарий воспитания. Солидаризм – это способ взаимодействия, основанный на христианских принципах любви к ближнему. Неотомизм развивает идеи гармонизации в школьном образовании научных знаний и религиозной веры при разграничении «истин разума» и «истин веры».

Экзистенциализм [от лат. exsistentia – существование] как теория и практика воспитания возникла накануне первой мировой войны, представители Бердяев Н.А. (1859-1952), Хайдеггер М. (1889-1976), Ясперс К. (1883-1969).

Исходной точкой воспитания экзистенциолисты считают самое личность: «Человек есть то, что он сам из себя делает».

Цель воспитания – помощь растущей личности в реализации ее потребности стать индивидуальностью, т.е. быть такой, а не иной. Воспитание – это «создание себя», «выбор себя из разнообразных форм и содержаний». Истина субъективна, постигается она углублением в себя; в структуру своих переживаний в процессах взаимодействия с окружающей средой (другим, группой, коллективом).

Задача педагога – научить растущего человека творить себя как личность. Для этого разъяснять воспитанникам суть морального выбора, его сложность, поскольку выбор связан с ответственностью. Основным методом воспитания сторонники экзистенциализма считают метод свободного диалога, главным содержанием которого служит умело поставленные педагогам вопросы.

Гуманизм [лат. humanus – человечный] совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о его разностороннем развитии.

Цель воспитания – создание условий для самосовершенствования, постоянного роста и развития индивида и общества. Идеалом воспитания является активно действующая личность, активность которой проявляется в праве самостоятельно принимать ответственные решения, способные обеспечить гармоничную социальную адаптацию к существующей общественной системе.

Неопозитивизм э та школа имеет и другие названия, такие, как логический позитивизм, современный эмпиризм, представители Мориц Шлик (1882-1936 гг.), Филипп Франк (1884-1966 гг.)

Неопозитивисты считали, что есть только два вида научного знания, научных высказываний, обладающих знанием: 1) все то, что относится к частным дисциплинам, – все эмпирические науки; 2) логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания. Основная цель философии науки – рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ значений научных высказываний. Для достижения которой, неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верификации (от лат. verus – истинный и facio – дело) – подтверждение.

Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

1. Единство целей, содержания и методов воспитания.

2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность.

4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

5. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

6. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.

7. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.

8. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

9. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

10. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

11. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: